Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Лупковский перевал

01-10-2023

Лупковски-Прьесмик
49°15′00″ с. ш. 22°02′27″ в. д. / 49.25° с. ш. 22.040833° в. д. (G) (O) (Я)49°15′00″ с. ш. 22°02′27″ в. д. / 49.25° с. ш. 22.040833° в. д. (G) (O) (Я) (T)
Расположение

 Польша Словакия

Горная система

Карпаты

Высота седловины

640

Лупковски-Прьесмик

Лупковски-Прьесмик — перевал в Карпатах, находящийся на границе Польши и Словакии. Высота 640 м. Расположен южнее польского села Лупков и восточнее словацкого города Медзилаборце. Под перевалом проходит железнодорожный тоннель длиной 642 м, соединяющий Польшу и Словакию. Перевал разделяет горные массивы Низкие Бескиды и Бещады.

Строительство тоннеля под перевалом в 1874 году позволило связать железнодорожным сообщением Галицию с остальной частью Австро-Венгрии. Во времена Первой и Второй Мировых Войн тоннель несколько раз бывал разрушен и впоследствии восстановлен. В 1945 году в связи с полным уничтожением тоннеля по всей его длине советским 13-м отдельным эксплуатационным железнодорожным полком было произведено восстановление участка железнодорожного пути через перевал в обход тоннеля с созданием на вершине перевала станции «Победа». Но эксплуатация обхода была сложной, сказывались крутые уклоны вплоть до 38 градусов и поворот пути с малым радиусом 155 м.[1] В том же году тоннель был восстановлен, однако в дальнейшем эксплуатировался мало, лишь для редких грузовых перевозок. Только в 1999 году через тоннель было возобновлено регулярное пассажирское сообщение.

С западного склона перевала берет свое начало река Выдранка, левый приток реки Лаборец.

Интересные факты

У входа в тоннель на словацкой стороне установлена табличка, содержащая текст на русском языке: «Что германская ненависть уничтожила, братская рука советской армии восстановила».

Примечания

  1. Железнодорожные войска России. Кн. 3. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945

Лупковский перевал.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06