Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Львовский мотозавод

13-10-2023

Львовский мотозавод, укр. Львівський мотозавод (сокращённо ЛМЗ) - завод в Украине (бывш. адрес: г. Львов, ул. Городоцкая, 174), выпускавший мопеды и велосипеды. В настоящее время не существует.

История

Инструментальное предприятие под названием Завод "Металл" (польск. Lwowski zakład Metal) существует с 1919 года. Первой продукцией завода в 1920-х годах были пилорамы и мелкие метизные изделия. Их сменили телеги, затем сельхозмашины. В польское время здесь же располагалась небольшая веломастерская, одна из нескольких в довоенном Львове. С 1958 года завод выпускал кузова для автоприцепов и автолавок. В 1960 году по решению свыше завод перепрофилировали для выпуска велосипедов и лёгкой мототехники и переименовали во "Львовский велосипедный завод" - ЛВЗ. В его цехах на базе оборудования, переданного с Харьковского велосипедного завода, выпускались мотовелосипеды В-902 со вспомогательным двухтактным двигателем Д-4 (45 куб. см, 1,2 л. с.) производства ленинградского завода "Красный Октябрь" и специально разработанной короткорычажной передней вилкой.Коробка передач отсутствовала. Тогда же предприятие стало называться "Львовский завод мотовелосипедов" (ЛЗМ).

В процессе поиска новых решений были созданы прототипы "Белка" и "Днестр", которые не оправдали возлагавшихся на них надежд и они не были внедрены в серийное производство.

Следующей моделью, пошедшей в серию в конце 1962 года, стал мотовелосипед МВ-042 «Львовянка»(укр. Львiв'янка), целиком созданный инженерами завода.Для того времени машинка была вполне современной. Специальная несущая рама из штампованных профилей, глубокие крылья, телескопическая передняя вилка и маятниковая задняя подвеска (в раннем варианте - на центральной пружине). Двигатель, консольно подвешенный под рамой, оставался прежним. Хотя МВ-042 назывался мотовелосипедом, но по мягким подвескам колёс и развитой капотировке его вполне можно отнести к мопедам.

Следующей моделью стал мотовелосипед МВ-044. Общая концепция и силовой агрегат не изменились, а вот дизайн машины был полностью переделан. На смену мягкой обтекаемой внешности пришли жесткие рубленные формы "индустриального" стиля. Самое же главное - на базе этой машины был разработан первый мопед завода, получивший индекс МВ-043, сделанный в том же стиле и отличавшийся двигателем Ш-51К (49,8 куб. см, 2 л. с.) в блоке с двухступенчатой коробкой передач с ручным переключением. Этот силовой агрегат (копию чехословацкого мотора JAWA-Stadion-S22) начал выпускать шауляйский завод "Вайрас" (Vairas), остававшийся партнёром завода во Львове всё время его существования. Двигатели завода "Вайрас" поставлялись также в Ригу, на фабрику "Саркана Звайгзне".

Во второй половине 1960-х годов началась подготовка к серийному производству нового мопеда МП-054 "Верховина". Рубленый дизайн снова сменился на округлый. Тогда сформировался облик мопедов "Верховина", который с небольшими изменениями сохранялся до конца производства. Нет смысла описывать все ухищрения дизайнеров, отличавшие одну модель от другой - в главном концепция машины уже не менялась: телескопическая передняяя вилка, маятниковая задняя подвеска, 50-кубовый двухтактный двухскоростной двигатель со вспомогательным педальным приводом. В 1970 году в серию пошла "Верховина-3", затем её сменила чуть облагороженная "Верховина-4". Обе модели имели наклонный бензобак, а на следующей версии - "Верховине-5" - бак был расположен горизонтально, что делало её похожей на лёгкий мотоцикл.

В 1974 году Львовский мотоциклетный завод (он уже назывался так) выпустил небольшую партию модели "Верховина-Автоматик", оснащённую двигателем с клиноременным вариатором. Ненадёжная трансмиссия (в Союзе просто не выпускали качественных приводных ремней!) помешала освоению крупносерийного производства.

С апреля 1981 года начался выпуск "Верховины-7", оснащённой мотором Ш-62 без вспомогательного педального привода. Этот мокик заменил в производстве архаичную "Верховину-6" с педалями (хотя обе модели какое-то время выпускались параллельно - до исчерпания запасов двигателя Ш-58 с педальным пуском).

Необходимо отметить, что Львовский мотозавод, как и рижский, финансировались по остаточному принципу, что крайне затрудняло освоение новых моделей. Кроме того, двигатели завода "Вайрас" отличались очень низким качеством.

Только в апреле 1982 года началось производство нового мокика "Карпаты" с мотором В50М (развитие серии "Ш"). В 1986 году явился на свет мокик "Карпаты-2", который и оставался главной продукцией ЛМЗ вплоть до закрытия завода.

Свой двухмиллионный мопед завод собрал ещё в 1978 году, а в начале 1980-х выпуск достиг своего максимума - до 300 тысяч машин в год. При этом качество ухудшалось, а модельный ряд почти не обновлялся. Из-за этого спрос на производимые во Львове и Риге мопеды резко упал, и на обоих заводах разразился кризис перепроизводства. В 1988 году Львовский мотозавод выпустил 123 тысячи мопедов, в следующем году их число возросло до 139 тысяч штук, а в 1990-м снова понизилось до 132 934 мопедов. За первое полугодие 1991 года ЛМЗ собрал всего 63 тысячи мопедов. И в дальнейшем объемы производства завода будут только снижаться.

В 1990-е годы уже в независимой Украине делались попытки освоить новый мокик "Львiв" (подготовленная еще в советское время модель, фактически - та же "карпатовская" ходовая часть с изменениями чисто внешнего характера), вместо шауляйских моторов использовались польские двигатели Dezamet, по характеристикам аналогичные шауляйским, но гораздо надёжнее их.

Закрытие границ, вследствие распада СССР, переход в отношениях между производителями и поставщиками на валюту, а также комплекс других причин подорвали потенциал предприятия и привели к его полному закрытию в 1997-98 году. Ныне оборудование Львовского мотозавода демонтировано и вывезено, а бывшие заводские корпуса арендуются сторонними фирмами, далёкими от мотопроизводства. Так,в 1-м корпусе располагается мебельный салон, 2-й корпус занимает автосалон, а в бывшей заводской проходной - магазин бытовой техники.

Литература

  • Книги и каталоги издательства «За рулем»: Энциклопедия мотоциклов
  • Советские и украинские периодические издания

Это заготовка статьи. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Львовский мотозавод.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06