Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Любич, Осип

21-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Осип Любич
Осип Маркович (Моисеевич) Любич
Дата рождения:

6 декабря 1896({{padleft:1896|4|0}}-{{padleft:12|2|0}}-{{padleft:6|2|0}})

Место рождения:

Гродно, Российская империя (ныне Республика Беларусь, Белоруссия)

Дата смерти:

27 ноября 1990({{padleft:1990|4|0}}-{{padleft:11|2|0}}-{{padleft:27|2|0}}) (93 года)

Место смерти:

Париж, (Франция)

Гражданство:

Российская империя Российская империя, Франция Франция

Жанр:

живопись

Учёба:

Одесское художественное училище

Стиль:

экспрессионизм

Осип Любич (Осип Маркович (Моисеевич) Любич) (фр. Ossip Lubitch белор. Восіп Любіч; 6 декабря 1896, Гродно, Российская империя — 27 ноября 1990, Париж, Франция) — французский художник еврейского происхождения. Представитель Парижской школы. Живописец, график, книжный иллюстратор, скульптор.

Биография

Осип Любич родился в Гродно в 1896 году в семье кузнеца. Закончил гродненскую гимназию, а затем в юношеском возрасте уехал учиться в Одессу, которая в то время была более либеральной и менее академичной в области преподавания изящных искусств. Там поступил в художественное училище, где в течение 4 лет изучал не только классическую русскую живопись (Иссак Левитан), но и творчество художников — передвижников, на которых оказала влияние Барбизонская школа и импрессионисты. Кроме этого его интересовала западная живопись, от итальянского Ренессанса до фовизма. В начале XX века Одесса была крупным центром авангардного искусства. Большое влияние на творчество молодых русских художников оказала Александра Экстер. В 1919 году обосновался в Берлине, где познакомился с русскими художниками авангардистами — Павлом Челищевым, Иваном Пуни и его женой Ксенией Богуславской. Их мастерская стала центром притяжения космополитичной богемы, не имеющей денег и пребывающей в поисках работы. Bсплеск творческой активности пришёлся на период социально-экономического и финансового кризиса. И, тем не менее, это не помешало развитию сценических искусств: театр, мюзик-холл, кабаре. Челищев, Пуни и Любич совместно работали над декорациями для Берлинской Оперы, Берлинского театра и кабаре «Синяя птица», гастрольные туры которых проходили с триумфом. Вместе со своим другом Лазарем Меерсоном, художником-постановщиком и новатором французского кино, Любич делал декорации для фильмов. За четыре года, проведённые в Берлине, Любич приобрёл солидный опыт, его работы имели успех. В 1923 году ему предлагают оформить одно из кабаре на Монмартре в Париже.

Обосновавшись в Париже, он живёт благодаря заказам на оформление кабаре, ресторанов, а также квартир. Это была эпоха арт-деко. В то же время он часто посещает музеи и академии, усиленно изучая работы французских художников XIX—XX вв. Произведения Рембрандта, Домьера, Гойи и Дега открыли ему богатый внутренний мир этих великих художников и оказали значительное влияние на мирровозрение Любича. Скульптор Антуан Бурдель, который ценил талант Любича и всячески поддерживал его, помог ему организовать выставку в салоне Тюильри в 1925 годе. Затем работы Любича выставлялись в Осеннем салоне в 1926 году. Заинтересовавшись работами Любича на тему цирка, художник Жорж Руо посвятил ему стихотворение. Оно предваряло художественный альбом Любича, состоявший из 10 офортов акватинт под названием «Цирк», который был напечатан в издательстве «Кятр шмен» (Quatre Chemins) в 1934 году.

В межвоенный период он принимал участие в выставке «Парижские художники 1925—1935» в Брюсселе в 1935 году во Дворце искусств, а также в Лондоне, в Париже и др.

Любич всю войну жил в Париже, его арестовали по доносу в последние месяцы оккупации. Он был заключён в лагерь Дранси, где находился до освобождения Парижа в августе 1944 года. Он завещал свои рисунки, сделанные в лагере, Институту Яд Вашем в Иерусалиме и Музею Бейт Лохамей в Хайфе.

После войны Любич возвращается в свою мастерскую в Париже и продолжает рисовать. Работает во всех жанрах: портрет, натюрморт, пейзаж, композиция. В 1948 году галерея «Зак» представила ретроспективу его работ.

Умер 27 ноября 1990 года в Париже. Похоронен на кладбище Монпарнас.

Творчество

Темы для своих картин Любич находил во всём, что его окружало. Для него всё было удивительным: лица, предметы, интерьеры, пейзажи. Особенно его привлекала атмосфера, царящая в цирке, в театре. В начале 1930-х гг. цирк — клоуны, танцовщики, арлекины — стал одной из тем его творчества, со множеством вариаций.

Работы Любича выставлялись в Салоне живописи и гравюры — «Штрих», на экспозиции «Рисунки и гравюры современных мастеров» в Музее народного искусства — «Цирк», в Доме Французской мысли. А также во время визита Генерального секретаря КПСС Никиты Хрущева в Париж на двух выставках: «Русские художники Парижской школы» в Музее Сен-Дени и на выставке в Доме Французской Мысли.

В основе его творчества лежит рисунок: «Осип Любич рисовал всегда. Он начал рисовать в 12 лет, хотя одновременно усиленно занимался музыкой. Но зрение возобладало над слухом.» (Жан Дальвез) Кроме графики он работает в технике гравюры, пастели и акварели. Творческий поиск в области новых для него техник увенчался экспозицией в галерее Легара Саго в 1950 году.

В 1975 году Любич публикует сборник «Рисунок и сепия» (издатель П. Ж. Бальбо).

«Если мои рисунки вызовут интерес у друзей, это будет лучшим вознаграждением за работу», признавался Любич. Его последние выставки прошли в 1967 году в Галерее Дюран-Рюэль, в 1983 — в салонах «Красный Крест» и в Галерее Колетт Дюбуа.

Ссылки

  • Биография художника
  • Peintres juifs de l'École de Paris 1905—1939
  • Картины художника
  • Ossip Lubitch (1896—1990)

Библиография

  • Бахрах А. Монпарнасские встречи. Любич // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1981. 10 мая.
  • Beaux-Arts. 1948. Avr. 30. P. 5.
  • Lubitch, du 17 octobre au 4 novembre 1967. Paris, Galerie Durand-Ruel, 1967.
  • Nieszawer, Nadine, Boyé, Marie, Vogel, Paul, Peintres juifs à Paris, École de Paris (1905—1939). — Paris : Denoël, 2000

Любич, Осип.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06