19-06-2023
Черноморский флот ВМФ СССР | |
Страна | |
---|---|
Подчинение | |
Входит в | |
Тип | |
Дислокация |
Севастополь, Феодосия, Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Таганрог |
Знаки отличия |
Черноморский флот ВМФ СССР стал преемником Черноморского флота Российской империи[1] и просуществовал вплоть до распада СССР. Впоследствии разделён на Черноморский флот ВМФ России и Военно-морские силы Украины (ВМС Грузии кораблей из состава ЧФ не передавалось[2]).
Награждён орденом Красного Знамени (1965).
16 декабря 1917 года в Севастополе был создан Военно-революционный комитет, который взял власть в свои руки.
Моряки флота приняли активное участие в революционных событиях 1917 года и Гражданской войне — в составе Азовской, Волжской и Днепровской военных флотилий и на сухопутных фронтах. С помощью моряков-черноморцев в январе 1918 Советская власть была установлена в Феодосии, Керчи, Евпатории, Ялте, Одессе, Ростове.
В связи с оккупацией германо-австрийскими войсками Украины и Крыма после подписания Брестского мира советское правительство отдало указание о перебазировании Черноморского флота в Новороссийск. В начале мая 1918 года 18 боевых кораблей перешло в Новороссийск: два линкора («Свободная Россия» и «Воля»), десять турбинных эсминцев типа «Новик», шесть миноносцев-угольщиков устаревших типов. Тем не менее, в виду угрозы их захвата германскими интервентами, появившимися на Тамани и неукомплектованностью личным составом экипажей кораблей (особенно офицерским составом), 18 июня 1 линкор, 9 эсминцев и другие суда по приказу В .И. Ленина были затоплены в районе Новороссийска и Туапсе:[3]
Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно.
Пред. СНК В. Ульянов (Ленин)
Ключевую роль в перебазировании флота и выполнении приказа о его потоплении сыграл командир эсминца «Керчь» Владимир Кукель. Оставшиеся в Севастополе корабли были захвачены германскими войсками, часть была введена в строй и использовалась немцами, как часть германских сил на Чёрном море (кроме того, в Севастополь пришли немецкие субмарины). После ухода немцев некоторое время часть боеспособных кораблей контролировали местные белогвардейские части, однако, после прихода флота Антанты, англичане и французы захватили наиболее мощные эсминцы, дредноут, тральщики и германские субмарины, многие эсминцы и подлодки были взорваны или затоплены, у броненосцев и крейсеров были взорваны машинные отделения. Белогвардейцы сумели заполучить в своё распоряжение только старый крейсер «Кагул», несколько изношенных эсминцев и тральщиков, и субмарину «Утка». Позже в их распоряжение попали несколько других кораблей, включая канонерские лодки.
В мае 1919 года Советская власть в Крыму была восстановлена, но, вскоре, Крым был захвачен белогвардейскими войсками генерала А. И. Деникина. Во главе с генералом Слащёвым, при поддержке белого крейсера «Кагул» и боевых кораблей стран Антанты, Черноморский флот вновь оказался в их руках. В 1920 году Антанта вернула белым многие современные корабли, однако подготовленных экипажей не хватало и корабли использовались периодически небольшими группами.
В конце 1920 года при эвакуации белогвардейских войск П. Н. Врангеля сохранившиеся корабли и суда Черноморского флота и торговый Черноморский флот (общим числом 150) были уведены в Константинополь, откуда часть флота, реорганизованная 21 ноября 1920 года в Русскую эскадру была переведена в порт Бизерту (Тунис). Торговые и вспомогательные корабли Черноморского флота и часть тральщиков и канонерок, несмотря на сопротивление части экипажей, были проданы частным итальянским и французским фирмам. Оставшиеся к 1924 году в Бизерте боевые корабли были в плохом состоянии, кроме того, за их возвращение французы требовали признания царских долгов и не признавали ущерб, нанесённый Советской России интервентами. В результате, корабли отправили на слом.
Уже в мае 1920 года в составе Рабоче-Крестьянского Красного Флота были образованы Морские силы Чёрного и Азовского морей (с января 1935 года — вновь Черноморский флот), которые участвовали в боевых действиях против белогвардейской флотилии.
В 1921 было принято решение о восстановлении Черноморского флота. К 1928 оно было в основном закончено, и началась его техническая реконструкция. Флот был усилен за счёт боевых кораблей, переведённых с Балтики. В 1929—1937 Черноморский флот получил свыше 500 новых боевых кораблей. Были созданы ВВС флота, береговая оборона, система ПВО.
К началу Великой Отечественной войны на Чёрном море был создан хорошо оснащенный по тому времени флот в составе 1 линкора, 5 крейсеров, 3 лидеров и 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны.
В состав Черноморского флота входили Дунайская (до ноября 1941) и созданная в июле 1941 Азовская военная флотилии.
Высокая боевая готовность Черноморского флота сорвала попытки вывести из строя его основные силы в первые же дни войны. Авиация Черноморского флота нанесла ответные удары по Констанце, Сулине, Плоешти.
В ходе войны флот оборонял базы и побережье, защищал свои коммуникации, действовал на коммуникациях противника, наносил авиаудары по его береговым объектам.
Флот участвовал в обороне Одессы (1941) и Севастополя (1941—1942); командующий флотом возглавлял Севастопольский оборонительный район.
Важное значение имела крупнейшая Керченско-Феодосийская десантная операция 1941—1942.
В 1942—1943 Черноморский флот участвовал в битве за Кавказ. Подводные лодки из Батуми и Поти совершали 600-мильные переходы для действий на коммуникациях противника, надводные силы, авиация и морская пехота сражались за Новороссийск и в районе Туапсе.
За годы войны Черноморский флот (не считая действия входивших в его состав флотилий) высадил 13 десантов. Героическими страницами в истории Черноморского флота стали десанты в районе Южной Озерейки и Станички (в районе Мысхако) в феврале 1943, оборона «Малой земли», Новороссийская десантная операция 1943, Керченско-Эльтигенская десантная операция 1943.
Азовская военная флотилия, находившаяся в составе Черноморского флота, своими действиями по поддержке сухопутных войск участвовала в освобождении портов Азовского моря. Корабли и части Черноморского флота участвовали в освобождении Крыма, Николаева, Одессы, в Ясско-Кишинёвской операции 1944 года. Дунайская военная флотилия, входившая в состав Черноморского флота, прошла с боями от низовьев Дуная до Вены.
В ноябре 1948 года командующим Черноморским флотом был назначен Николай Ефремович Басистый[4].
В послевоенные годы Черноморский флот претерпел коренную реорганизацию, пополнился новыми кораблями, другим вооружением и военной техникой, реактивной авиацией. Корабли ЧФ участвовали во многих длительных морских и океанских походах, несли боевую службу в Средиземном море и на Атлантике.
После распада СССР с августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединённый флот РФ и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота.
Несколько лет флот сохранял неопределённый статус, и служил источником трений между двумя государствами. Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 году с его разделом между Россией и Украиной. 12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.
Примечательна судьба советского авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»: он был достроен к 1989 г.; в декабре 1991 г. ввиду своего неопределённого статуса прибыл из Чёрного моря и присоединился к российскому Северному флоту, в составе которого остаётся по сей день. При этом все самолёты и лётчики остались на Украине, повторное укомплектование произошло только в 1998 г. 4 февраля подводная лодка Б-177 с экипажем Б-808 вышла в море с официальной целью «учения», но вместо этого перешла на Северный флот.
Строившийся одновременно с «Адмиралом Кузнецовым» авианесущий крейсер «Варяг» (однотипный «Адмиралу Кузнецову») к моменту распада СССР находился на 85-процентной готовности и позднее был продан Украиной Китаю.
Тип | Бортовой номер | Наименование | В составе флота | Современное состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Крейсеры | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Большие противолодочные корабли | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эскадренные миноносцы | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МСЧМ.