27-08-2023
Трамва́и Пути́ловского заво́да — вагоны серий Ф (Фонарный), МС (Моторный Стальной) и ПС (Прицепной Стальной), производившиеся на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге.
Содержание |
Двухосный моторный вагон. Имелись шесть окон обычного прямоугольного типа. Фары отсутствовали, их заменяла пара прожекторов, подвешиваемых снизу к крыше обеих площадок вагона.
Двусторонний двукабинный вагон. Лобовые листы имеют округлые формы. Количество мест для сидения — 24. Выпускались с 1927 года.
Бестележечный двусторонний вагон на свободных осях. Диаметр колес меньше, чем у МС. Площадки короче, чем у МС. Выпускались с 1929 года.
Двусторонний двукабинный вагон. Поручни при входе в салон (дверей нет), открытые площадки. Лобовые листы имеют плоскую форму.
Двусторонний двукабинный вагон. Закрытые площадки, двери в салон. Лобовые листы имеют плоскую форму. Количество мест для сидения — 24.
Двусторонний двукабинный вагон. Закрытые площадки, двери в салон. Лобовые листы имеют плоскую форму. Количество мест для сидения — 24. Является безмоторным прицепом переделанным из пришедших в негодность вагонов МС-3.
Двусторонний двукабинный вагон. Закрытые площадки, двери в салон. Лобовые листы имеют плоскую форму. Количество мест для сидения — 24.
Односторонний однокабинный вагон. Закрытые площадки, двери в салон. Лобовые листы имеют плоскую форму. Количество мест для сидения — 27. Является модернизацией вагонов МС-4 с убранной кабиной на задней площадке и зашитыми по левому борту дверьми.
Двусторонний двукабинный вагон без мотора. Закрытые площадки, двери в салон. Лобовые листы имеют плоскую форму.
Двухосный двухкабинный грузовой моторный вагон. Две закрытые кабины и консоль крыши между ними над грузовой платформой. Лобовые листы изначально изогнутой округлой формы. В 1960-е гг. при проведении капремонта заменялась маска кабины на «квадратные» листы. Не сохранилось ни одного вагона.
Двухосная безмоторная открытая грузовая платформа. Грузоподъемность — 10 тонн. Выпускался вариант и с «кондукторской» кабинкой, оборудованной ручной тормозной колонкой. На данным момент сохранилось 14 таких вагонов[1].
Трамваи Путиловского завода использовались в Алма-Ате, Астрахани, Бийске, Владикавказе, Запорожье, Иркутске, Ижевске, Калинине, Кировабаде, Краснодаре, Куйбышеве, Курске, Липецке, Ленинграде, Минске, Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Новороссийске, Свердловске, Симферополе, Таганроге, Темиртау и Уфе.
До настоящего момента в музее электрического транспорта Санкт-Петербурга сохранились несколько экземпляров МС-1, МС-2, один МСП-3, около десяти МС-4 и один МСО-4. Несколько вагонов МС до сих используются в Санкт-Петербурге в качестве служебных.
Список вагонов МС, сохранившихся до наших дней в Санкт-Петербурге.[2]
В июне 2010 года трамвай МС-4 № 2420 был передан из Санкт-Петербурга в Волгоград. На его базе к 100-летию Волгоградского трамвая планируется воссоздать внешний вид и интерьер вагона модели Х[4]. А также в Липецке сохранился один вагон МС-4 №ЭВ-01[5] В 1970 году один вагон МС-4 был передан Амстердамскому трамвайному музею.
МС (трамвайный вагон).