В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см.
Мансурова.
Цецилия Мансурова |
Имя при рождении: |
Цецилия Львовна Воллерштейн
|
Дата рождения: |
8 (20) марта 1896(1896-03-20)
|
Место рождения: |
Москва,
Российская империя
|
Дата смерти: |
22 января 1976(1976-01-22) (79 лет)
|
Место смерти: |
Москва, СССР
|
Профессия: |
актриса, театральный педагог
|
Гражданство: |
Российская империя
СССР
|
Театр: |
Театр им. Евг. Вахтангова
|
Роли: |
Принцесса Турандот, Зойка, Донья Уррака, Жанна Барбье, Шурка Булычова, Беатриче, Роксана, Частухина, Аркадина, Филумена Мартурано
|
Награды: |
|
IMDb: |
ID 0544012
|
Цеци́лия Льво́вна Мансу́рова (Воллерште́йн; 8 [20] марта 1896[1] (по другим данным — 1897[2]), Москва — 22 января 1976, Москва) — ведущая актриса театра им. Евг. Вахтангова, Народная артистка СССР (1971).
Биография
Родилась 8 марта (20 марта по новому стилю) 1896 года в Москве, в семье инженера Льва Лазаревича и Фани Ефимовны Воллерштейнов.
В 1919 году окончила юридический факультет Киевского университета. С 1919 — студентка, затем артистка Студии Евгения Вахтангова, находившейся в Мансуровском переулке, по названию которого взяла сценический псевдоним.
С 1926 года Студия стала называться Театром им. Евг. Вахтангова. Преподавала в Театральном училище при Театре им. Евг. Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина). Во время Великой Отечественной войны была художественным руководителем фронтового филиала Театра имени Евг. Вахтангова (1942—45), где поставила «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского (1944).
Умерла 22 января 1976 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище(участок № 2) рядом с мужем.[3]
Семья
Отец Цецилии Львовны — еврей Лев Лазаревич Воллерштейн[источник не указан 671 день], мать — еврейка Фаня Ефимовна Гальперина[источник не указан 671 день].
Муж — граф Николай Петрович Шереметев (1903—1944) — внук С. Д. Шереметева (который был внуком Н. П. Шереметева и Прасковьи Жемчуговой). Из-за любви к актрисе он пошёл на разрыв с роднёй, не уехал в эмиграцию, остался в большевистской России. Служил скрипачом и концертмейстером в Вахтанговском театре, сочинял музыку к спектаклям. Не раз арестовывался. И всякий раз представители администрации и популярные артисты театра ездили на поклон в органы к своим могущественным почитателям, прося его освободить.
Писательница Анна Масс, соседка по дому, вспоминала о своём детстве:[4]
«Мы, дети, его обожали. Когда он выходил из подъезда с двумя своими рыжими весёлыми сеттерами, мы сбегались к нему со всех концов двора. На наших глазах дяди Колин большой палец отделялся от руки, описывал круг в воздухе, а потом снова прирастал; проглоченный шарик каким-то чудом оказывался в кармане Мишки Рапопорта или в ухе Ани Горюновой.
Его и взрослые все любили. Он был красив, элегантен, прекрасно знал этикет, свободно говорил на нескольких языках. И в то же время был прост, отзывчив и доступен как истинный аристократ. Когда в театр приезжали иностранные гости, Николая Петровича выпускали вперёд. Театр гордился своим представителем. И одновременно немного над ним подтрунивал. Копил анекдотические истории о столкновениях графа с советской действительностью — наподобие случая в милиции или, например, в керосиновой лавке, когда продавец осадил его:
- — Обождёшь! Не граф Шереметев!
В тридцатые годы театр получил в качестве дома отдыха бывший охотничий дом Шереметевых в Плёскове. Обслуживающий персонал, набранный из старых графских слуг, и жители окрестных деревень помнили „Николашу“ еще ребёнком, и когда он впервые приехал в отпуск с женой, среди местных начался переполох. Повар готовил „их сиятельствам“ отдельно и подавал сам. Крестьяне являлись с подарками и отвешивали поясные поклоны. Цилюша, как истая графиня, выходила на балкон и принимала приветствия и подарки. Отдыхающие артисты наслаждались ситуацией и изощрялись в шутках.
…Почему он остался, не уехал? Отец его умер до революции, а мать в 1924 году добилась заграничных паспортов для себя и детей. Он должен был уехать вместе с семьёй в эмиграцию, но вмешалась судьба: однажды он попал на репетицию „Принцессы Турандот“, увидел исполнительницу главной роли — и оказался сражён. Она ответила на его чувство. Мать с четырьмя младшими детьми уехала без него. Как прадед его, нарушив сословные каноны, женился на актрисе, так и нынешний граф повторил его поступок».
В 1944 году он трагически погиб на охоте при невыясненных обстоятельствах. Цецилия Львовна больше замуж не вышла.
Награды и звания
Творчество
Фонтан «Принцесса Турандот» у Вахтанговского театра на Арбате (скульптор
А.Бурганов, 1999). Первой исполнительницей роли была Ц. Л. Мансурова.
Роли в Третьей студии МХТ и Театре им. Евг. Вахтангова
- 1919 — Елена Кармина — «Женитьба Белугина», отрывок из пьесы А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева
- 1922 — Принцесса Турандот — «Принцесса Турандот», по фьябе К. Гоцци, реж. Евгений Вахтангов
- 1924 — Донья Уррака — «Комедии Мериме» («Рай и ад»; из цикла «Театр Клары Газуль» П.Мериме), реж. Алексей Попов
- 1926 — Зойка — «Зойкина квартира», по пьесе М.Булгакова, реж. Алексей Попов
- 1927 — Ксения — «Разлом», по пьесе Б.Лавренёва, реж. Алексей Попов
- 1930 — Соня — «Авангард», по пьесе В. Катаева, реж. Алексей Попов
- 1930 — Молли — «Сенсация», по пьесе Б.Хекта и Ч. МакАртура, реж. Рубен Симонов
- 1930 — Леди Мильфорд — «Коварство и любовь», по пьесе Ф.Шиллера, реж. Павел Антокольский, Осип Басов, Борис Захава
- 1932 — Шурка — «Егор Булычов и другие» — по пьесе М. Горького, реж. Борис Захава
- 1933 — Жанна Барбье — «Интервенция», по пьесе Л.Славина, реж. Рубен Симонов
- 1934 — Дельфина де Нюсенжен [ввод] — «Человеческая комедия», по произведениям О. де Бальзака, реж. Александр Козловский и Борис Щукин
- 1935 — Вера Газгольдер — «Дорога цветов», по пьесе В. Катаева, реж. Иосиф Рапопорт, Осип Басов
- 1936 — Беатриче — «Много шума из ничего», по пьесе У. Шекспира, реж. Мария Синельникова, Иосиф Рапопорт
- 1937 — Леонтина де Серизи [ввод] — «Человеческая комедия», по произведениям О. де Бальзака, реж. Александр Козловский, Борис Щукин
- 1941 — Инкен Петерс — «Перед заходом солнца», по пьесе Г.Гауптмана, реж. Александра Ремизова
- 1941 — Баронесса Штраль — «Маскарад», по драме М. Ю. Лермонтова, реж. Андрей Тутышкин
- 1942 — Роксана — «Сирано де Бержерак», по пьесе Э. Ростана, реж. Николай Охлопков
- 1945 — Татьяна Львовна — «Новогодняя ночь», по пьесе А.Гладкова, реж. Борис Бабочкин
- 1948 — Алиса Лэнгдон — «Глубокие корни», по пьесе Дж. Гоу и А. д’Юссо, реж. Рубен Симонов, Александр Габович
- 1948 — Ольга — «Макар Дубрава», по пьесе А.Корнейчкуа, реж. Иосиф Рапопорт
- 1949 — Христина Падера — «Заговор обречённых», по пьесе Н.Вирты, реж. Рубен Симонов, Александр Габович
- 1950 — Фантина — «Отверженные», по роману В.Гюго, инсценировка С.Радзинского, реж. Александра Ремизова
- 1952 — Мать Хуана — «Седая девушка», по пьесе Хэ Цзинчжи и Дин Ни, реж. Сергей Герасимов, Самсон Самсонов, Татьяна Лиознова
- 1953 — Частухина — «Кандидат партии», по пьесе А.Крона, реж. Борис Захава
- 1954 — Аркадина — «Чайка», по пьесе А. П. Чехова, реж. Борис Захава
- 1956 — Маргарита — «Одна», по пьесе С. Алёшина, реж. Александра Ремизова
- 1956 — Филумена Мартурано — «Филумена Мартурано», по пьесе Эдуардо де Филиппо, реж. Евгений Симонов
- 1958 — Георгия — «Ангела», по пьесе Г. Севастикоглу, реж. Александра Ремизова
- 1961 — Наталья Сергеевна — «Русский лес», по роману Л. Леонова, реж. Фёдор Бондаренко
- 1962 — Анна Дмитриевна Каренина — «Живой труп», по пьесе Л. Н. Толстого, реж. Рубен Симонов
- 1963 — Софья Казимировна — «Железный ангел», по пьесе П.Нилина, реж. Александра Ремизова
- 1970 — Бабушка Лиза — «Человек с ружьём», по пьесе Н.Погодина, реж. Евгений Симонов
Фильмы
Литература
- Симонов Р. С Вахтанговым. М.: Искусство, 1959 . — 194 с.
- Первая Турандот: Книга о Народной артистке СССР Ц. Л. Мансуровой / Ред.-сост. С. С. Кауфман, М. В. Щедровицкая; Ред. Н. И. Захава; Худож. И. В. Голицын, И. И. Голицын. М.: ВТО, 1986. — 408 с.: ил.
Примечания
- Цецилия Мансурова
- Мансурова Цецилия Львовна — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
- МАНСУРОВА (ВОЛЛЕРШТЕЙН) ЦЕЦИЛИЯ ЛЬВОВНА (1896-1976)
- Вахтанговцы, старшее поколение
Ссылки
- Мансурова, Цецилия Львовна в энциклопедии «Кругосвет»
- Ц. Л. Мансурова на сайте Театра им. Евг. Вахтангова
- КОРИФЕИ :: Цецилия МАНСУРОВА
- Цецилия Львовна МАНСУРОВА
- «Мансурова, Цецилия. Воплощение вахтанговской загадки», — 7 апреля 2007, Канал «Культура»
- «Прекрасная насмешница»: Телевизионная программа о Ц. Л. Мансуровой (2007).
- видео — «Театр моей памяти»: «Цецилия Мансурова»: цикл телепередач Вениамина Смехова