Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Масаи

12-10-2023

Масаи

Флаг масаи
Современный ареал расселения и численность

Всего: 900 тыс. чел
 Кения - 350-453 тыс. чел
 Танзания - 447-550 тыс. чел

Язык

масаи

Религия

традиционные верования, христианство

Мужчина масаи

Масаи — полукочевой африканский коренной народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи являются, пожалуй, одним из самых известных племён Восточной Африки. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится труднее с каждым годом. Говорят на масайском языке.

Содержание

Описание, история

Масаи насчитывают примерно 900 000 человек, из них, по разным оценкам, 350 000—453 000 живёт в Кении. Правда, точность этой статистики сомнительна, поскольку переписи населения в этом районе неэффективны.

Масаи относятся к нильскому семейству языковых групп и, вероятно, мигрировали из долины Нила в Судане в центральную и юго-западную Кению уже после 1500 года, приведя и свой одомашненный скот. Хотя другие африканские племена строили цивилизации и формировали царства, масаи никогда не отходили от своего полукочевого образа жизни. Территории, доступные для кочёвок, заметно сократились в последние годы из-за урбанизации, а также создания национальных заповедников Масаи-Мара и Серенгети.

Ещё в XIX веке масаи полностью контролировали саванны и с трудом соглашались на компромиссы с европейцами. Однако, разразившаяся эпидемия сонной болезни, распространяемой мухой цеце, привела ко значительному ослаблению масаев.

Несмотря на репутацию масаев как свирепых воинов, в центре их культуры находится скот. Одно из их священных верований говорит, что бог дождя Нгаи дал весь скот народу масаи, и поэтому все, кто также владеет скотом, должны были когда-то украсть его у масаи. Это не раз приводило к серьёзным конфликтам с другими племенами, когда масаи пытались вернуть «свою собственность». Хижины масаи построены из высушенного навоза, а питьё коровьей крови является частью некоторых их священных ритуалов.

Когда в Кении развернулся туризм, масаи не смогли воспользоваться выгодой своего контроля над саваннами. Находящиеся у власти племена охотно признали за масаями традиционное «владение» всеми животными и передали им также функцию охраны заповедников, в то время как ограниченная группа менеджеров из других племён взяла в свои руки индустрию туристских сафари. В итоге, туризм практически не улучшил благосостояние масаев. И сейчас масаи продолжают хаотично «атаковать» туристов, выклянчивая милостыню, и всё так же не участвуют в разделе высоких доходов от сафари. Масаи не разрешают себя свободно фотографировать без платы и ревностно относятся к перепечатке «пиратских» фотографий.

Традиции

Уклад жизни маасаев очень регламентирован. Важную роль играют "возрастные группы", к которым причисляются маасаи с детского возраста. Самые маленькие мальчики, только начинают ходить, пасут и играют с ягнятами и телятами. Помимо игры специальные ритуалы избиения детей оспользуются для повышения их храбрости и выносливости. Девочки с самого раннего возраста занимаются работой по дому с матерями, доение и приготовление еды. [1] Примерно каждые 15 лет происходит инициация нового поколения воинов (илб-мурранов) - это юноши возраста от 12 до 25 лет, достигшие зрелости и не входящие в предыдущую возрастную группа. Для того, чтобы стать воином, требуется пройти болезненную процедуру обрезания (эмората), которую проводят без обезболивания. Для ритуала обрязания старшие используют острые ножи и обделанные шкуры скота для перевязок. [2] Мальчик должен перенести операцию спокойно, кричать от боли - позорно и может привести к ошибкам достаточно тонкой процедуры. Заживание ран длится 3–4 месяца, когда мочеиспускание вызывает боли. В это время мальчики носят чёрные одежды в течении 4-8 месяцев. [3]

Младщий воин (Моран) в ритуальном облачении

Это время полагается жить в особом поселении(маньятта), которое обрудуют матери.

Поселение не защищается снаружи загородками, так как воины должны сами готовиться быть защитниками общества. Крааль также не строится, так как эта возрастная группа ещё не владеет скотом.

Далее предстоит прохождение следующих ритуалов, которые переводят юношей в статус старших воинов. Наиболее важна церемония эуното (совершеннолетия)".[4]

Как только новое поколение иль-моранов получиа инициацию, прежняя возрастная группа воинов переходит в статус "младших старшин" и им поручается принимать политические решения о судьбе племени. Прежние "младшие" старшины при этом переходят в группу "старших старшин". .[5][6]

Воины теперь свободно передвигаются по всем маасайским землям, не поделённых на частные уделы, и занимаются рогатым скотом. Они уже включаются в торговлю и накапливают домашнее имущество, в то время как в раннем возрасте они не обладали собственности и могли красть то что им нужно.[7][8]

Танцы Маасаев. Адуму

Традиция считает что перед обрезанием молодой маасаи обязан убить льва. Сейчас в восточной Африке это запрещено, хотя на львов охотятся, если они мешают хозяству и нападают на скот.[9] но и сейчас убить льва считается почётным и повышает социальный статус юноши.

Девушки также проходят обряд обрезания (эмората), которое является началом серии ритуалов (эмуратаре), после которых они готовы к браку.[10] По представлениям маасаев эта процедура обязательна, и мужчины имеют право отказаться от женщин, которые эту процедуру не прошли, или брать такую невесту за очень низкую плату. Те, кто не прошли обрезания, считаются недостаточно взрослыми. Если обрезание мальчиков как правило приносит мало побочных эффектов, обрезания девочек обладают высокой степенью риска хронических и инфекционных заболеваниями.[11] [11] Женское обрезание при этом в настоящее время запрещается законами Кении и Танзании.[12][13] После обрезания девушки носят тёмные одежды, раскрашивают лица специальными отметками, а по окончании церемонии закрывают лица.[14] Хотя правительство Кении и ряд организаций борятся протиа этого обряда, он всё-таки поддерживается и в первую очередь по инициативе самих женщин маасаи.

Замужние женщины в период беременности освобождаются от тяжёлых работ - доения и поиска топлива. Запрещаются также сексуальные отношения. [15]

Школа маасаев в Танзании

По традиции, Маасаи придерживаются полигамии, которая возникла по причине высокой смертности воинов.Полиандрия также встречается. Женщина выходит замуж не только за своего мужа, а за всю возрастную группу. Мужчины также по обычаям гостеприимства оставляют жён на ночь гостям из своей возрастной группы, однако женщина решает сама. Дети при этом принадлежат мужу и считаются именно его потомком. бывают также разводы (китала) по разным причинам, также иногда с возвратом платы за невесту, которая огноваривается при заключении брака. [16][17]

Известные масаи

Масаи в мировой культуре

  • Это племя было показано в фильме «Артур и минипуты» и в его продолжениях как хранители прохода между двумя мирами — человеческим и миром минипутов.
  • В фильме «Чужой» для съёмок была изготовлена модель Чужого и два костюма, в одном из которых снимался двухметровый масай Боладжи Бадеджо.
  • В 2005 году вышел фильм режиссёра Хермини Хунтгебурх «Белая масаи» .
  • В одной из книг цикла романов про польского зверолова Томаша Вильмовского "Приключения Томека на чёрном континенте" пера Альфреда Шклярского масаи играют едва ли не ключевую роль из всех племён,описанных в романе.

См. также

Примечания

  1. The Last of the Maasai. Mohamed Amin, Duncan Willetts, John Eames. 1987. Pages 55, 94. Camerapix Publishers International. ISBN 1 874041 32 6
  2. English - Maa. Darkwing.uoregon.edu. Архивировано из первоисточника 30 мая 2012. Проверено 28 февраля 2012.
  3. Maasai Association. Maasai Association. Архивировано из первоисточника 30 мая 2012. Проверено 28 февраля 2012.
  4. The Last of the Maasai. Mohamed Amin, Duncan Willetts, John Eames. 1987. Page 83, 100-103. Camerapix Publishers International. ISBN 1 874041 32 6
  5. Northern Tanzania - The Bradt Safari Guide by Phillip Briggs (2006). British Library. ISBN 1 84162 146 3
  6. Maasai Association. Maasai Association. Архивировано из первоисточника 30 мая 2012. Проверено 28 февраля 2012.
  7. The Last of the Maasai. Mohamed Amin, Duncan Willetts, John Eames. 1987. Page 88. Camerapix Publishers International. ISBN 1 874041 32 6
  8. Maasai People, Kenya. Maasai-association.org. Архивировано из первоисточника 30 мая 2012. Проверено 28 февраля 2012.
  9. Maasai Association. Maasai Association. Архивировано из первоисточника 30 мая 2012. Проверено 28 февраля 2012.
  10. Maasai Ritual of Female Circumcision: Genital Cutting Practiced throughout Africa and Middle East. Orato.com. Архивировано из первоисточника 30 мая 2012. Проверено 5 мая 2012.
  11. ↑ In-depth: Razor's Edge - The Controversy of Female Genital Mutilation. IRIN Humanitarian News and Analysis, UN Office for the Coordination of Humanitarian Affairs (March 2005). Архивировано из первоисточника 30 мая 2012. Проверено 5 мая 2012.
  12. tan007 Tanzania fails to enforce law against female mutilation. Afrol.com. Архивировано из первоисточника 30 мая 2012. Проверено 28 февраля 2012.
  13. The Abolition of Female Genital Mutilation —. Infoplease.com. Архивировано из первоисточника 30 мая 2012. Проверено 28 февраля 2012.
  14. The Last of the Maasai. Mohamed Amin, Duncan Willetts, John Eames. 1987. Pages 168-173. Camerapix Publishers International. ISBN 1 874041 32 6
  15. The Last of the Maasai. Mohamed Amin, Duncan Willetts, John Eames. 1987. Pages 169. Camerapix Publishers International. ISBN 1 874041 32 6
  16. The Last of the Maasai. Mohamed Amin, Duncan Willetts, John Eames. 1987. Page 86-87. Camerapix Publishers International. ISBN 1 874041 32 6
  17. Spencer, P. (1988) The Maasai of Matapato: a study of rituals of rebellion Manchester University Press, Manchester. Spencer, P. (2003) Time, Space, and the Unknown: Maasai configurations of power and providence. Routledge, London.

Ссылки

  • Фотографии масаев
  • Фотографии масаев

Масаи.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06