Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Масленицкий мост

12-10-2023

Эта статья о старом масленицком мосте (шоссе D8). Статью о новом масленицком мосте (автобан A1) см. здесь

Масленицкий мост

Старый масленицкий мост (шоссе D8)

44°13′29″ с. ш. 15°31′52″ в. д. / 44.224722° с. ш. 15.531111° в. д. (G) (O) (Я)

Официальное название

хорв. Maslenički most

Область применения

автомобильный

Пересекает

Новский пролив

Место расположения

Хорватия, Задарская жупания

Конструкция
Тип конструкции

арочный мост

Основной пролёт

155 м

Общая длина

315 м

Ширина моста

10,5 м

Высота свода над водой

55 м

Полос движения

2

Эксплуатация
Конструктор, архитектор

Воислав Драганич

Открытие

1961 год (оригинальный),
17 июня 2005 года (восстановленный)

Масленицкий мост на 44°13′29″ с. ш. 15°31′52″ в. д. / 44.224722° с. ш. 15.531111° в. д. (G) (O) (Я)

Масленицкий мост (хорв. Maslenički most), Старый масленицкий мост, Масленицкий мост (D8) — стальной арочный мост в Хорватии, в Задарской жупании над Новским проливом. Часть Адриатического шоссе D8. Расположен примерно в километре от деревни Масленица.

Содержание

Параметры

Общая длина моста — 315 метров, основной пролёт имеет длину 155 метров, высота свода над водой — 55 м. Опоры моста опираются на бетонные основания, вделанные в известняковые скалы по обеим сторонам пролива.

История

Пояснительная табличка на мосту

Масленицкий мост был спроектирован инженером Воиславом Драганичем между 1955 и 1960 годами. В 1961 году мост был открыт. По Масленицкому мосту проходило Адриатическое шоссе, идущее вдоль всего хорватского морского побережья и связывающая Северную, Центральную и Южную Далмацию. В 1990 году мост был капитально реконструирован, однако просуществовал после реконструкции меньше года.

Стратегическое значение моста привело к тому, что после начала войны в Хорватии в сентябре 1991 года, части Югославской народной армии при поддержке отрядов Сербской Краины провели наступательную операцию в районе хорватского города Новиград с целью выйти к Новскому проливу и Масленицкому мосту. Взяв под контроль мост, сербы ликвидировали сквозное сообщение по хорватской Далмации и отрезали Северную Далмацию от Южной. Единственный оставшийся у хорватов путь для связи проходил по Пажскому мосту, острову Паг и парому в Северную Далмацию. Масленицкий мост был взорван в ноябре 1991 года. В январе 1992 года было заключено перемирие.

В 1993 году хорватская армия предприняла контрнаступление, получившее наименование операция «Масленица». Операция была успешной, хорватская сторона добилась перехода под свой контроль Новского пролива и берегов Новиградского моря. Рядом с разрушенным Масленицким мостом был наведён временный понтонный, что позволило восстановить сквозное движение по адриатическому берегу. Одновременно в другом месте Новского пролива, ближе к морю, началось возведение нового моста. Этот мост был открыт в 1997 году и в настоящее время по нему проходит главная автомагистраль Хорватии A1 (Загреб — Задар — Сплит).

С 2003 по 2005 год шло строительство заново и старого моста, причём одним из условий было возведение моста по первоначальному проекту, в той же форме, в какой он существовал до войны. В первоначальный проект было внесено лишь несколько небольших изменений: ширина увеличена с 9,4 м до 10,5 метров, опоры сделаны более массивными и сконструированы дополнительные поручни безопасности для пешеходов. На реконструкцию моста было выделено 59,8 миллионов кун, ещё 2,2 миллиона кун ушло на удаление остатков взорванного моста. На работы ушло 1 556 тонн бетона, 210 тонн стальной арматуры и 209 кубометров каменных блоков[1].

Новый «старый» мост был открыт 17 июня 2005 года, по нему сейчас проходит шоссе D8 (Адриатическое шоссе). Кроме того, мост используется для банджи-джампинга.

Примечания

  1. Otvoren novi Maslenički most

Ссылки

  • Reconstruction of the old Maslenica bridge  (англ.),  (хорв.)
  • Povratak starog Masleničkog mosta  (хорв.)
  • Otvoren novi Maslenički most

Масленицкий мост.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06