27-04-2023
Мастер | |
The Master | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
The Weinstein Company |
Бюджет |
35 млн. $ |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 1560747 |
«Мастер» (англ. The Master; более точный перевод — «Хозяин», «Учитель»[1]) — драма режиссёра, сценариста и сопродюсера Пола Томаса Андерсона. Главную роль исполняет Хоакин Феникс, в роли самого «Мастера» — Филип Сеймур Хоффман. Премьера фильма состоялась в сентябре 2012 года на 69-м Венецианском кинофестивале. Релиз «Мастера» в российском прокате — в феврале 2013 года.
Ещё до выхода в прокат критики окрестили фильм одним из ключевых претендентов на премию «Оскар» 2013 года. Актёры Феникс и Хоффман были признаны лучшими на Венецианском смотре, а режиссёр Андерсон там же удостоился «Серебряного льва» за лучшую режиссёрскую работу. Постоянный обозреватель популярного журнала Rolling Stone Питер Трэверс попросту назвал «Мастер» лучшим фильмом года[2].
Содержание |
Главный герой, моряк, воевавший в Японии во время Второй мировой войны, а ныне простой бродяга-алкоголик Фредди Куэлл (Хоакин Феникс) только что демобилизовался и вспоминает все радости жизни на «гражданке», где он устраивается на работу в обычное фотоателье. На корабле, плывущем по заливу Сан-Франциско, Куэлл знакомится с могущественным и харизматичным создателем религиозного движения «Истоки» Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман). Таким образом и начинается их совместное сотрудничество, которое позже перерастёт в непонимание и отвержение.
После триумфа «Нефти», предыдущего проекта Андерсона, режиссёр принялся за работу над сценарием тогда ещё безымянного фильма об основателе новой религиозной организации 1950-х годов[3]. На главную роль приглашался постоянный актёр Андерсона Филип Сеймур Хоффман, который в итоге и сыграл предназначенную ему роль. Незадолго после этого, Андерсон сообщил, что находится в затруднительном финансовом положении и съёмки откладываются на неопределённый срок.
В феврале 2011 года дочь миллиардера Ларри Эллисона, Меган, согласилась стать продюсером «Мастера»[4]. Андерсон заявил, что идея о создании подобной картины крутилась у него в голове 12 лет[5]. Для написания сценария режиссёр использовал ранние наброски «Нефти», истории актёра Джейсона Робардса о том, как много он пил в дни войны, находясь на службе в военно-морском флоте, и биографии Джона Стейнбека и Рональда Л. Хаббарда, основателя саентологии[6]. Сценарий, по словам Андерсона, неоднократно переписывался.
На роль Фредди Куэлла рассматривался Джереми Реннер[7], а роль Пегги Додд предлагали Риз Уизерспун[8]. Съёмки начались в июне 2011 года в Калифорнии в городах Вальехо и Сакраменто, а также на верфи Mare Island NSY[9]. В конце июня съёмки проходили в начальной школе Hillside в Беркли[10]. Оператором выступил Роберт Элсвит, а музыку написал участник группы Radiohead Джонни Гринвуд. Оба уже работали с Андерсоном на съёмочной площадке «Нефти».
Примечательно, что Андерсон специально прибегнул к использованию 65-mm негативной плёнки (70-mm прокатный позитив), которая не применялась с 1996 года — года, когда был снят «Гамлет» Кеннета Браны[11]. Андерсон так прокомментировал это[1]:
Мы экспериментировали с форматом, играли с разными инструментами. В какой-то момент попробовали старую камеру, и нам показалось, что это ровно то, что нужно. Она страшно стрекотала — кажется, в фильме ее стрекот так и остался бы слышен, если бы мы не прикрыли его звуками вентиляторов. |
The Master: Motion Picture Soundtrack | |
Саундтрек Джонни Гринвуда | |
---|---|
Дата выпуска |
11 сентября 2012 |
Продюсер | |
Страна | |
Композитором ленты выступил гитарист группы Radiohead Джонни Гринвуд, уже работавший с Андерсоном на съёмочной площадке «Нефти». Саундтрек удостоился крайне благосклонных отзывов от критиков; примечательно мнение журнала Rolling Stone, назвавшего альбом «гипнотическим и западающим в память»[12].
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Overtones» | 2:20 |
2. | «Time Hole» | 1:42 |
3. | «Back Beyond» | 3:42 |
4. | «Get Thee Behing Me Satan» | 3:47 |
5. | «Alethia» | 4:06 |
6. | «Don't Sit Under the Apple Tree (With Anyone Else but Me)» | 1:36 |
7. | «Atomic Healer» | 1:24 |
8. | «Able-Bodied Seamen» | 3:54 |
9. | «The Split Saber» | 3:41 |
10. | «Baton Sparks» | 2:20 |
11. | «No Other Love» | 3:00 |
12. | «His Master's Voice» | 3:34 |
13. | «Application 45 Version 1» | 5:40 |
14. | «Changing Partners» | 2:42 |
15. | «Sweetness of Freddie» | 3:25 |
Лента, наверное, оставила у меня пока самое глубокое впечатление на этом фестивале. Это большое кино, готовая американская классика. Это мультиуровневое, глубокое и насыщенное произведение. Чтобы по-настоящему оценить его, даже мне, подготовленному зрителю, потребуется посмотреть «Мастера» еще не раз. К великому счастью, вчера «Мастер» демонстрировался на 70 мм. Это абсолютно потрясающе. Снято шедеврально, композиция изысканна, картинка блестящая. Изумительно воссоздана ретро-фактура — дотошно и детально.
Сразу же после релиза ленты на Венецианском киносмотре «Мастер» стал едва ли не главным культурным феноменом года в США. Восторженные журналисты предсказывали ему главный приз фестиваля, но фильм отделался призами за лучшие мужские роли и режиссёрскую работу. Некоторые СМИ сообщали, что Андерсон не забрал «Золотого льва» исключительно потому, что уже получил большое количество ключевых наград[14].
Американская премьера картины встретила практически единогласное одобрение критиков. Публиковались реплики о том, что «Мастер» — лучший фильм П. Т. Андерсона и буквально второй «Гражданин Кейн»[15]. Иностранные обозреватели были более сдержаны, заявив, что шумиха возле фильма преувеличена.
По мнению Кэри Дарлинг из The Dallas Morning News (англ.)русск., «Мастер» может войти в историю, как одна из самых неотразимых работ П. Т. Андерсона, во многом благодаря актёрским работам Хоакина Феникса и Филипа Сеймура Хоффмана[16]. Ей вторит Лиза Кеннеди из The Denver Post: «„Мастер“ настолько же смешан, насколько изумителен». Согласно словам Кеннеди, Андерсону удалось поймать дух 1950-х годов[17].
Критики особенно отмечают актёрские перевоплощения Феникса и Хоффмана. Репортёру газеты Globe and Mail Лиаму Лэйси работа Феникса напомнила Монтгомери Клифта, а сотрудник Newsday (англ.)русск. Рэйфер Газман назвал Хоффмана «блистательным»[18][19]. Многие критики назвали эту роль Феникса лучшей в его карьере.
Сам Пол Томас Андерсон так отзывался о собственном проекте: «Это история о том, как люди встречаются, как между ними возникает любовь и как развиваются их бурные отношения. Это отец и сын, не хозяин и слуга, а именно двое любящих друг друга людей. Что само по себе дает огромное пространство для повествования»[1].
Фильмы Пола Томаса Андерсона | |
---|---|
1980-е | История Дирка Дигглера (1988) |
1990-е | Сигареты и кофе (1993) • Роковая восьмёрка (1996) • Ночи в стиле буги (1997) • Особенный флагшток (1998) • Магнолия (1999) |
2000-е | Любовь, сбивающая с ног (2002) • Диван (2003) • Реклама «Человек-матрас» (2003) • Нефть (2007) |
2010-е | Мастер (2012) • Врождённый порок (TBA) |
Мастер (фильм, 2012).