27-07-2023
Мегарегулятор (megaregulator) или интегрированная модель надзора за финансовым сектором (integrated model of financial sector supervision) – организация регулирования и надзора за всеми участниками финансового сектора, а также инфраструктурными организациями финансового рынка в рамках единого государственного органа[1].
Популяризация института мегарегулятора проходила на протяжении 1990–2000-х гг. под влиянием Агентство надзора за финансовыми услугами (Financial Services Authority).
По состоянию на 2016 г. число мегарегуляторов достигает шести десятков организаций[2]. Для сравнения, в мире насчитывается 161 страна, имеющая национальные валюты и собственные финансовые политики. Таким образом, институт мегарегулятора существует в 39% суверенных государств. В странах, в которых нет мегарегулятора, власти создали надведомственные структуры в форме советов или комитетов или ввели специальные междведомственные координационные процедуры.
Таблица. Финансовые мегарегуляторы в мире, по состоянию на 2013 г.
Профиль финансового регулятора | Группа стран |
---|---|
Единый финансовый мегарегулятор в статусе пруденциального агентства | Австралия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Гернси, Гибралтар, Дания, Исландия, Киргизия, Коста-Рика, Латвия, Мальта, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, ОАЭ, Тайвань, Швейцария, Швеция, ЮАР, Южная Корея, Япония |
Единый финансовый мегарегулятор в статусе центрального банка | Армения, Бахрейн, Бермуды, Великобритания, Грузия, Ирландия, Казахстан, Каймановы о-ва, Кюрасао, Литва, Макао, Малави, Мальдивы, Россия, Сингапур, Словакия, Уругвай, Фиджи, Чехия, Эстония |
Мегарегулятор банковского и фондового рынков | Люксембург, Мексика, Финляндия |
Мегарегулятор банковского и страхового рынков | Венесуэла, Гватемала, Канада, Колумбия, Малайзия, Перу, Сальвадор, Саудовская Аравия, Эквадор |
Мегарегулятор фондового и страхового рынков | Болгария, Боливия, Маврикий, Украина, Чили, Ямайка |
Источник: Моисеев С. и Лобанова М. Концепция макропруденциальной политики (терминология — сущностные аспекты) // Деньги и кредит, 2013. — № 7. — c.46—54.
Конечная цель создания интегрированной модели финансового регулирования и надзора заключается в обеспечении устойчивости финансового сектора в целом как на макропруденциальном уровне (минимизация системного риска финансового сектора), так и на микропруденциальном уровне (поддержание устойчивого финансового положения отдельных финансовых посредников для защиты интересов вкладчиков, кредиторов и инвесторов).
В качестве основных промежуточных задач мегарегулятора выступают:
В область интеграции попадает несколько направлений работы государственных органов:
Каждое из перечисленных направлений отвечает за устранение определенного типа недостатков рыночной экономики или поведения экономических агентов: системные риски, микроэкономические проблемы (информационная асимметрия и проблема ложного выбора), риск безответственного поведения, стремление рынка к концентрации и ослаблению конкуренции.
В большинстве стран макропруденциальной политикой занимается центральный банк, в то время как микропруденциальные вопросы сосредоточены в финансовых агентствах, а проблемы конкуренции – в специализированных антимонопольных органах. Конфигурация национальных органов регулирования отражает множество факторов, включая историческое развитие, структуру финансового сектора, политическую систему, деловые традиции и обычаи, а также размер экономики и обслуживающего ее финансового сектора.
В качестве аргументов против создания мегарегулятора выдвигается несколько тезисов:
В 2012 г. Первый заместитель председателя Правительства РФ Шувалов И.И. выступил с идеей создания регулятора финансовых рынков на базе Банка России. Проект предполагал, что укрупненная Федеральная служба по финансовым рынкам, ведущая надзор за рынком ценных бумаг и страховыми компаниями, вольется в структуру Банка России. Концепцию создания мегарегулятора одобрил президент России Путин В.В. В 2013 г. законодательные органы приняли соответствующий федеральный закон (Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков") и с 1 сентября 2013 г. Банку России перешли функции упразднённой Федеральной службы по финансовым рынкам, превратив его в единый регулятор финансового сектора.
Regulatory authorities and supervisory agencies
В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.
Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники. (12 июля 2017)
|
Мегарегулятор.