22-10-2023
Жан-Пьер Мельвиль | |
Jean-Pierre Melville | |
Имя при рождении: |
Жан-Пьер Грюмбах |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: |
1945—1972 |
IMDb: |
ID 0578483 |
Жан-Пьер Мельви́ль (фр. Jean-Pierre Melville, настоящая фамилия — Грюмбах, фр. Grumbach; 1917—1973) — французский кинорежиссёр и сценарист.
Содержание |
Родился в семье эльзасских евреев. Участвовал во Второй мировой войне, в том числе в Южно-французской операции. Во время войны принял псевдоним Мельвиль как дань любимому писателю Герману Мелвиллу и затем сохранил его в качестве артистического. Вернувшись с фронта, подал заявку на лицензию ассистента режиссёра; получив отказ, решил ставить фильмы своими средствами.
Независимое положение Мельвиля и его «репортажный» стиль (он одним из первых французских режиссёров постоянно применял натурные съёмки) оказали решающее влияние на французскую «новую волну». Когда Годар столкнулся с трудностями при монтаже фильма «На последнем дыхании», именно Мельвиль, участвовавший в фильме как актёр, предложил просто смонтировать лучшие части дублей, положив тем самым начало знаменитой новаторской технике «рваного монтажа».
Сам себя Мельвиль характеризовал как «крайнего индивидуалиста» и «анархиста правого крыла». Чтобы сохранить независимость от диктата продюсеров, предпочитал работать на собственной студии. Умер от сердечного приступа во время обеда в ресторане с другом. Возрождение интереса к творчеству Мельвиля пришлось на 1990-е годы, когда его стали называть в числе своих кумиров такие актуальные режиссёры, как Квентин Тарантино и Джон Ву[1].
Мельвиль завоевал известность трагическими, минималистскими фильмами на криминальную тематику («Самурай», «Красный круг»), в которых главные роли исполняли наиболее харизматичные актёры Франции — Ален Делон, Ив Монтан, Жан-Поль Бельмондо, Лино Вентура, Серж Реджани. Их герои в полной мере проявляют себя только в условиях ежеминутной близости смерти, которые предоставляет криминальное или партизанское подполье.
Режиссёрский стиль Мельвиля, сложившийся под влиянием кинематографа США, фетишизирует типичные аксессуары гангстерских фильмов — оружие, костюмы и особенно шляпы. В поведении гангстеров режиссёра занимают не столько содержание и цель, сколько его внешняя сторона — процедура, ритуал[2].
Художественную вселенную Мельвиля называют вакуумной[3], для неё свойственна разреженность событий и персонажей, эластичность субъективно переживаемого времени[4]: «ноющее затишье прострочено резкими взрывами действия» (Дэйв Кер)[5]. Последние фильмы Мельвиля «столь же продуманны, бесстрастны и абстрактны, как игра в шахматы»[4].
Мельвилль, Жан-Пьер.