22-05-2023
Метапроза, иногда также метаповествование и метафикшн (англ. metafiction) — литературное произведение, важнейшим предметом которого является сам процесс его разворачивания, исследование природы литературного текста[1].
Содержание |
Марк Липовецкий, обобщая ряд исследований метапрозы, указывает, что в центре метапрозаических сочинений находится образ персонажа-писателя, в значительной степени выступающего как двойник и представитель собственно автора, причём структура текста позволяет читателю постоянно соотносить эти две инстанции повествования, переключая внимание с «текста в тексте» на «рамочный текст» через прямой или косвенный комментарий, относящийся к взаимопроникновению двух реальностей. В результате основное внимание читателя переносится «с целостного образа мира, создаваемого текстом, на сам процесс конструирования и реконструирования этого ещё не завершённого образа», так что читатель оказывается «поставлен в положение со-участника творческой игры»[2].
Обычно метапрозу связывают с модернизмом и постмодернизмом, но её элементы могут быть найдены в «Дон Кихоте» Сервантеса (герой которого читает книгу о своих приключениях и комментирует неточности), «Памелле» Ричардсона (в которой злодей раскаивается, читая о своих злодеяниях), «Кентерберийских рассказах» Джефри Чосера и других классических произведениях (см. mise en abîme).
В XX веке метапроза получила значительное развитие в творчестве таких авторов, как Хорхе Луис Борхес, Владимир Набоков, Джон Барт.
Целенаправленное изучение метаповествования в литературе начинается, по-видимому, в 1980-е гг. и связано с именами Бёртона Хатлена (англ.)русск., анализировавшего творчество аргентинского писателя Х. Л. Борхеса[3], авторов монографий по данному вопросу Патрисии Во[4], Рюдигера Имхофа[1], Линды Хатчин[5]. На русском материале проблемы метапрозаичности впервые исследовал Д. М. Сегал[6]
Распространённые виды метапрозы:
Пародия в каком-то роде тоже является метапрозой, так как не имеет смысла без пародируемого произведения. Можно также считать метапрозой выпущенный в 1979 году Станиславом Лемом сборник «Абсолютная пустота», состоящий из рецензий на воображаемые книги.
Металитература.