20-09-2023
Метод самоинструкций, называемый также «метод аутоинструкций» или «тренинг самоинструктирования» (англ. self-instructional training, аббревиатура: STI) канадского психолога Дональда Мейхенбаума (англ. Donald Meichenbaum), созданный в 1970-х годах, основан на идеях советских психологов Л. С. Выготского и А. Р. Лурия[1]. Этот метод используется в когнитивно-поведенческой психотерапии; он основан на использовании внутренней речи в регуляции поведенческих актов[2].
Работая с детьми, Мейхенбаум обнаружил, что ребенок, поставленный перед необходимостью выполнить какое-либо задание, разговаривает сам с собой, и это является важным регулятором его поведения. Сначала ребенок обращается к самому себе вслух, но по мере взросления это самоинструктирование превращается в скрытый внутренний диалог. Заметив это, Мейхенбаум создал программу поведенческого тренинга для импульсивных детей. В дальнейшем сходная методика была разработана для коррекции самых разнообразных проблем, причем не только у детей, но и у взрослых[3], например, для преодоления тревожности, импульсивности или пассивности[2], мешающих выполнению задачи, а также для улучшения концентрации внимания и повышению креативных способностей[4], или для выработки аффирмативного поведения[1].
Применительно к детям метод самоинструкций состоит из трех этапов:
С детьми дошкольного возраста предпочтительно проводить тренинг в форме игры. При этом необходимо, чтобы ребенок ясно понимал, как он должен действовать, поэтому каждую инструкцию полезно сопровождать показом рисунков, иллюстрирующих желаемое поведение[4].
Этот метод может применяться также для взрослых, в комплексе с другими поведенческими техниками (релаксация, ролевой тренинг, стресс-прививочная терапия и т.д.). Метод самоинструкций близок к методу когнитивного реструктурирования, который применяется в когнитивной психотерапии. Разница заключается в том, что метод самоинструкций нацелен на конкретные простые действия[1].
Если методика используется для взрослых, то на первом этапе с помощью техники самонаблюдения клиент должен осознать, как его внутренний монолог влияет на его поведение[3]. Клиенту следует обратить внимание на то, что часто в его внутренней речи вербализуются установки дезадаптивного характера, концентрирующие внимание индивида на негативных или угрожающих аспектах ситуации, а также на дефиците собственных навыков[4], например «Не стоит пытаться, у меня все равно ничего не получится», «Не такой я человек, чтобы так себя вести». Подобные убеждения имеют ярко выраженный негативный эффект по схеме «самоисполняющегося пророчества»: тревожные ожидания и убежденность в собственной беспомощности приводят к возникновению неадаптивного поведения, что, в свою очередь, убеждает индивида в истинности его негативных установок[2].
После того, как клиент обнаружил связь между негативными самоинструкциями и проблемным поведением, терапевт предлагает ему переформулировать эти инструкции. При этом новые, позитивные самоинструкции не обязательно должны быть истинными с объективной точки зрения. В методе Мейхенбаума имеет значение лишь полезность самоинструкции для клиента[3].
Сначала клиент повторяет самоинструкции, которые произносит терапевт. Затем он самостоятельно формулирует эти самоинструкции перед началом поведенческого акта. В процессе тренинга эти инструкции постепенно интериоризируются, превращаясь в навык, вплетенный в схему действия[2].
Метод самоинструкций может применяться также для запрещения нежелательных паттернов поведения. Однако прямые запрещающие инструкции используются лишь в крайних случаях. Вместо инструкции-запрета, по возможности, следует использовать инструкцию, активирующую альтернативное или замещающее поведение. Например, человек, склонный к перееданию, может использовать следующую инструкцию: «На работе я есть не буду, займусь лучше делом»[2].
Требования к формулировке самоинструкций:
Это заготовка статьи по психологии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Метод аутоинструкций.