19-10-2023
Мещане | |
Жанр | |
---|---|
Основан на | |
Автор | |
Режиссёр | |
Актёры | |
Компания | |
Страна | |
Язык | |
Год | |
Награды |
«Мещане» — спектакль Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького, поставленный режиссёром Георгием Товстоноговым.
Содержание |
Присвоенное Большому драматическому в 1932 году имя Максима Горького обязывало театр иметь его пьесы в своём репертуаре, однако, придя в БДТ в 1956-м, Георгий Товстоногов предпочёл возобновить поставленные ещё Натальей Рашевской спектакли «Враги» и «Достигаев и другие»; лишь в 1959 году он впервые сам обратился к драматургии Горького, поставив к 40-летию театра пьесу «Варвары»[1]. Спектакль, вызвавший острую полемику, тем не менее стал одним из лучших в репертуаре БДТ; но к 1966 году ансамбль распался и «Варвары» сошли со сцены. Для нового обращения к Горькому Товстоногов выбрал пьесу «Мещане», которую в молодые годы уже ставил со студентами в Тбилиси[2].
Премьера «Мещан» состоялась 25 декабря 1966 года[3]. Главными открытиями этого спектакля стали трагический — в его «тщетном усилии понять происходящее, найти точку опоры для себя и своих ближних»[4] — Бессеменов Евгения Лебедева, которого один из критиков назвал «мещанским королём Лиром»[5], и Татьяна Эммы Поповой, которую критики, напротив, сравнивали с чеховскими персонажами, c сёстрами Прозоровыми из «Трёх сестёр», с Сориным из «Чайки» — «человеком, который хотел», но так и не смог осуществить задуманное[5]. «Мы спорим о каждом образе товстоноговских „Мещан“, как спорили бы о факте жизни… — писал П. А. Марков спустя десять лет после премьеры. — Органичность образов доведена и актёрски и жизненно до крайнего, предельного пафоса: для Бессеменова — до трагедии жизненного тупика, для Акулины Ивановны — до беспомощной житейской озабоченности, для Татьяны — до пронзающей душу безысходности… И эта обостренность отнюдь не требует актёрской подчёркнутости. Таков сценический ключ к „Мещанам“. Психологическая наполненность, богатство ассоциаций, связанные с каждым образом, неразрывны»[6].
Спектакль шёл на сцене БДТ около двадцати лет в почти неизменном составе: после ухода из жизни Павла Панкова (в 1978 году) роль Тетерева исполнял Владислав Стржельчик[7]; на роль Петра был со временем введён Олег Борисов.
«Мещане» вошли в «золотой фонд» советского театра и на десятилетия стали своего рода визитной карточкой товстоноговского БДТ[8]. В 1990 году, к первой годовщине смерти Товстоногова, артисты театра восстановили спектакль для единственного представления в Москве; по свидетельству Н. Старосельской, в Театр им. Моссовета, где игрался спектакль, «прорваться можно было только с бою»: «…Впечателение было поистине ошеломляющим: на пороге стояля совершенно иная эпоха… в стране назревали огромные перемены, а пафос этого старого спектакля по-прежнему завораживал!.. В переполненном зрительном зале царила мёртвая тишина, люди внимали шедевру Товстоногова так, словно спектакль был поставлен не почти четверть века назад, а вчера…»[9].
В 1968 году режиссёр-постановщик Георгий Товстоногов, исполнитель роли Бессеменова Евгений Лебедев и исполнительница роли Татьяны Эмма Попова были удостоены Государственной премии СССР.
В 1971 году спектакль был записан для телевидения в «классическом» составе.
Действие происходит в самом начале XX века, в провинциальном городке. В большом доме зажиточного мещанина Василия Васильевича Бессеменова (Евгений Лебедев) всегда многолюдно: кроме жены, Акулины Ивановны (Мария Призван-Соколова), в нём проживают двое детей Бессеменовых — Татьяна и Пётр, воспитанник Нил, молодая особа Елена Николаевна Кривцова, снимающая две комнаты в верхнем этаже, и кухарка Степанида. Ещё у Бессеменовых есть два нахлебника — певчий Тетерев и студент Шишкин; Степаниде по хозяйству помогает девушка Поля, дочь дальнего родственника Бессеменовых — Перчихина, торговца певчими птицами, и он тоже в этом доме частый гость.
Сын Пётр (Владимир Рецептер) — бывший студент, исключённый из университета за недолговременное увлечение политикой, не находит себе занятия и постоянно пребывает в мрачном настроении. Дочь Татьяна (Эмма Попова) — школьная учительница, тяготится своей работой и мечтает о человеке, который нарушит её одиночество и наполнит смыслом её жизнь; ей нравится Нил, но тот едва замечает Татьяну. Бессеменов обеспокоен судьбой своих детей; он не может понять, почему сын мается без дела, а 28-летняя дочь до сих пор не замужем; его настораживает общение детей, особенно Петра, с Еленой Николаевной, женщиной сомнительного поведения, — у детей же постоянное раздражение вызывает мелочность и ограниченность родителей; между отцом и детьми изо дня в день вспыхивают ссоры, нередко переходящие в скандалы. Тоска и однообразие царят в доме Бессеменовых.
Машинист депо Нил (Кирилл Лавров) — единственный в этом семействе довольный жизнью человек; он твёрдо стоит на ногах, много работает и редко бывает дома, — семейные сцены, как правило, разыгрываются без его участия; по собственному выражению, он умеет «оттолкнуть от себя всю эту канитель».
Очередной тоскливый вечер, с очередной ссорой между отцом и детьми; обиженный Бессеменов покидает столовую, Татьяна за фортепиано поёт заунывный романс, философ Тетерев (Павел Панков) не сводит глаз с Поли, безуспешно пытаясь привлечь к себе её внимание. Простодушный Перчихин (Николай Трофимов) в тоске предлагает сыграть в карты, но никому не хочется; Поля отправляется в театр, но никто не хочет составить ей компанию: в местном театре тоже скучно.
С репетиции любительского спектакля возвращаются Нил и Елена Николаевна (Людмила Макарова), и всё тотчас оживляется; вечер заканчивается песнями и танцами наверху, у Елены Николаевны. А наутро — очередная ссора между отцом и детьми; Бессеменов горько сожалеет о том, что дал детям образование, которого не имеет сам, видя в этом причину всех зол, и прежде всего — взаимного непонимания.
С ночной смены возвращается Нил; Татьяна, всякий раз оживающая с его появлением, пытается разговорить Нила, но разговор не клеится. Нил постоянно ищет Полю, — Татьяна не в силах понять, что он нашёл в необразованной и ограниченной девушке, и не верит в серьёзность его увлечения. Однако за ужином, в отсутствие Татьяны и Петра, разыгрывается очередной скандал: Нил сообщает приёмному отцу о своём намерении жениться на Поле. Но Бессеменов подыскивал ему другую невесту, с хорошим приданым, дочь бродяги не входила в его планы… Свой бессильный гнев Бессеменов вымещает на Перчихине — выгоняет его из дома.
Одновременно Нил отнимает последнюю надежду и у Тетерева: сильно пьющий, опустившийся певчий хотел подняться, ему казалось, что Поля — тот человек, который мог бы изменить его жизнь…
Последнюю надежду теряет и Татьяна. Случайно подслушав ночью объяснение Нила с Полей, она выпивает нашатырный спирт.
Татьяну спасают; но семья рушится: уходит Нил с Полей, вслед за ними уходит и Пётр с жизнерадостной Еленой Николаевной. В доме с родителями остаётся одна Татьяна, которой некуда и не с кем уйти. Товстоногов несколько изменил финал пьесы: если у Горького Татьяна «медленно сгибалась, облокачиваясь на клавиши», то в спектакле БДТ Татьяна, оставшись одна, напротив, медленно поднималась и с тупой сосредоточенностью начинала ловить моль. «Она хлопала в воздухе воздетыми кверху ладонями, странно, как механическая кукла, кружась по комнате, и что-то жуткое было в методичных движениях татьяниных разметанных рук, в ее блуждающем взоре»[10]
Мещане (фильм).