Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Миль, Михаил Леонтьевич

30-04-2023

Перейти к: навигация, поиск
Михаил Леонтьевич Миль
Дата рождения:

9 (22) ноября 1909({{padleft:1909|4|0}}-{{padleft:11|2|0}}-{{padleft:22|2|0}})

Место рождения:

Иркутск,
Российская империя

Дата смерти:

31 января 1970({{padleft:1970|4|0}}-{{padleft:1|2|0}}-{{padleft:31|2|0}}) (60 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Страна:

Российская империя, СССР

Место работы:

Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля

Учёная степень:

доктор технических наук

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Донской политехнический институт

Известен как:

Авиаконструктор

Награды и премии


Михаил Леонтьевич Миль на Викискладе

Михаи́л Лео́нтьевич Миль (9 (22) ноября 1909(19091122), Иркутск — 31 января 1970, Москва) — советский конструктор вертолётов и учёный, доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

Биография и деятельность

Детство и юность Михаила Миля прошло в Иркутске; его отец, Леонтий Самойлович Миль, был железнодорожным служащим; мать, Мария Ефимовна, — зубным врачом. Его дед, Самуил Миль, был евреем-кантонистом, после 25 лет службы на флоте осел в Сибири. В семье были ещё старшая дочь Екатерина и брат Яков.

В двенадцатилетнем возрасте Михаил сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Новосибирске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт, проучился там два года, а затем перевёлся на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске, где была авиационная специальность.

Окончив институт в 1931 году, Миль работал в ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, работал на автожирном заводе заместителем Николая Камова. В это период появилась первая научная публикация М. Л. Миля: «О разбеге автожира» // Техника воздушного флота. — 1934. — № 5.

В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1943 годах, Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости; его деятельность была отмечена пятью правительственными наградами. В 1943 году Миль защитил кандидатскую диссертацию «Критерии управляемости и маневренности самолёта»; в 1945 году — докторскую: «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера».

В декабре 1947 года М. Л. Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению, созданного на базе завода № 383 МАП. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково лётчиком-испытателем М. К. Байкаловым; в начале 1950 года, после серии испытаний, вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1.

В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др.

Похоронен на Юдинском кладбище, недалеко от железнодорожной платформы Перхушково.

Память

Могила М. Л. Миля на Юдинском кладбище
М. Л. Миль на купоне от марочного листа почты России
Вертолёт Ми-4 на марке СССР

Награды

Примечания

  1. Мемориальные доски Новочеркасска
  2. Сухаревская Л. «Михаил Миль — покоритель неба» / газета «Байкальские вести» 05.11.09

Литература

  • Миль Н. М., Миль Е. М. Неизвестный Миль. — М.: Эксмо, 2011. — 256 с. — ISBN 978-5-699-46871-3.
  • Самсонова И. В. Михаил Леонтьевич Миль (1909—1970) // Московский журнал. — 2013. — № 2. — С. 16—27.
  • Гай Д. И. Вертолёты зовутся МИ. — М.: Московский рабочий, 1973. — 136 с.

Ссылки

 Миль, Михаил Леонтьевич. Cайт «Герои Страны».

  • Михаил Леонтьевич Миль
  • И. Карпенко. Посередине земли Сибирской
  • Интернет-выставка к 100-летию со дня рождения М. Л. Миля(недоступная ссылка с 21-02-2013 (776 дней) — )
  • «Создатель грозной силы»

Миль, Михаил Леонтьевич.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06