Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Минское метро

18-10-2023

(перенаправлено с «Минское метро»)
Перейти к: навигация, поиск
Минский метрополитен
Мінскі метрапалітэн
Информация
Страна

 Белоруссия

Город

Минск

Дата открытия

30 июня 1984 года[1]

Длина линий

35,5 км

Количество станций

28

Количество линий

2

Пассажиропоток за день

770 тыс (2012)

Пассажиропоток за год

281,3 млн (2012)

Схема линий

Минский метрополитен на Викискладе

Ми́нский метрополите́н (белор. Мінскі метрапалітэн) — один из видов городского транспорта в Минске. Является четвёртым по величине пассажиропотока, шестым по числу станций в СНГ и единственным в Беларуси метрополитеном.

Содержание

История

Анимированная карта развития Минского метрополитена на карте города.

История минского метрополитена начинается в конце 1960-х годов. У минских властей появилась идея о строительстве нового вида общественного транспорта в городе. В то время в СССР метро строили в городах с населением не менее миллиона человек. После окончания Великой Отечественной войны Минск рос быстрее всех других крупных городов СССР[2] в основном благодаря быстрому развитию промышленности. В результате, уже в 1972 году в городе родился миллионный горожанин. К 1970 году ощущались большие трудности в перевозке людей на работу (исчерпал свою пропускную способность ряд основных магистралей). Рассматривались три варианта развития транспортной системы: автобус «экспресс», скоростной трамвай и метрополитен, который и был выбран[3].

Разработка плана для строительства метрополитена в Минске началась в 1976 году. План строительства восьмистанционной линии, которая проходила бы под главным проспектом города, был одобрен Советом Министров СССР 4 февраля 1977 года. 16 июня 1977 года была заложена первая свая в основание будущей станции Парк Челюскинцев[4]. Строительство первой линии метрополитена от станции «Институт Культуры» до станции «Волгоградская» (впоследствии — «Московская») длилось с 1977 по 1984 годы.

Открытие метро состоялось 29 июня 1984 года, в канун 40-й годовщины освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. (дальнейшую информацию см. в разделе про линии.)

Краткое описание

Все линии и станции Минского метро подземные, мелкого заложения. Все станции имеют подземные вестибюли, вход в которые в большинстве случаев совмещён с подуличными пешеходными переходами. Три станции — «Купаловская», «Октябрьская» и «Площадь Ленина» имеют входы, встроенные в здания. На последней из них по длинному подземному переходу можно выйти в здание железнодорожного вокзала и к железнодорожным платформам.

Из-за небольшой глубины залегания спуск на большинство станций осуществляется при помощи лестничных маршей. Эскалаторы установлены только на 9 станциях (по одному из вестибюлей восьми станций и оба вестибюля станции «Октябрьская»), всего — 31 машина. Три эскалатора, установленные на ст. «Молодёжная», не эксплуатировались до осени 2011 года. Большинство эскалаторов однопролётные, трёхниточные, на станции Октябрьская в 2008 году в ходе реконструкции был установлен четырёхниточный эскалатор.

На всех станциях, введённых в эксплуатацию после 2001 года («Могилёвская», «Спортивная», «Кунцевщина», «Каменная Горка», «Борисовский тракт», «Уручье», «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина») также имеются лифты.

Пассажиропоток

В первом квартале 2013 года Минским метрополитеном пользовались примерно 918 тысяч человек в день — 36,7% от общего числа пассажиров[5]. При этом по данным за 2010 год метрополитен перевозил около 700 тыс. пассажиров в сутки, а всего на долю метро приходилось 32,6 % пассажиров, перевозимых общественным транспортом Минска[6].

Самой загруженной станцией метро является Площадь Ленина (в 2012 году она была второй по загруженности[7]) — в среднем 85,6 тысяч человек в сутки.

Загруженность станций Минского метрополитена
по входу/выходу в день (I квартал 2013)[5]
Место Станция Пассажиров, тыс.
1 Площадь Ленина 85,6
2 Площадь Якуба Коласа 65,9
3 Каменная горка 63,1
4 Петровщина 49,6
5 Могилёвская 47,5
6 Институт культуры 47,4
24-25 Парк Челюскинцев 12,6
24-25 Михалово 12,6
26 Грушевка 10,7
27 Первомайская 9,7
28 Купаловская 5,1

Общие сведения

На сегодняшний день Минское метро состоит из двух линий общей протяжённостью 35,5 км, 28 станций и двух электродепо. Эксплуатацию метрополитена осуществляет ТДКУП (транспортное дочернее коммунальное унитарное предприятие) «Минский метрополитен», начальником которого является Ростислав Юреня[8]. Строительные работы ведутся КУП "Дирекция по строительству Минского метрополитена", проектирование — ОАО «Минскметропроект».

График работы

Минский метрополитен открыт для пассажиров с 5:30 утра до 1:00 ночи — первый поезд с конечных станций отправляется в 5:33, последний — в 1:02. Интервал движения в час пик составляет 2 минуты на первой линии и 2:15 на второй[9], пассажиров обслуживают 30 и 27 пар поездов в час соответственно. В другое время интервал увеличивается до 3 — 4 минут, максимум составляет 14 минут после 23:00. Расписание движения поездов после 23:00 доступно пассажирам — в вестибюле каждой станции размещена соответствующая информация, причём время прибытия рассчитано именно для этой станции с учётом длины перегонов.

Пропускная система

После теракта в Минском метро была усилена пропускная система и сотрудниками милиции досматривался каждый пассажир. Но уже спустя месяц на каждом вестибюле в метро оставался только один милиционер, который выборочно досматривал сумки.

Оплата проезда

С 25 мая 2013 года действуют следующие тарифы на проезд[10]:

  • Проездной билет на месяц — 90 000 бел. руб.
  • Проездной билет на полмесяца — 48 000 бел. руб.
  • Проездной билет на декаду — 31 700 бел. руб.
  • Жетон на одну поездку — 2 000 бел. руб.
  • С 13 сентября 2011[11] до 1 июля 2012 года[12] студенты дневного отделения и школьники получили возможность бесплатного проезда как в наземном коммунальном транспорте, так и в минском метро в частности.

В качестве средств оплаты проезда используются[13] жетоны (на 1 декабря 2011 года общий запас более 1,3 млн штук, из которых на руках 700 тыс.), пластиковые магнитные карточки и радиокарты[14]. Первоначально количество поездок по проездному билету не ограничивалось. С 1 апреля 2007 года было введено ограничение: 120 поездок для месячного и 42 для декадного в течение всего срока действия проездного билета[15] Такое ограничение действует и в настоящее время[13], но в будущем его, возможно, изменят или отменят[16]. Магнитные карточки имеют залоговую цену в 1000 бел. руб., а радиокарты — 10 000 бел. руб.[13] После окончания срока действия они могут быть обменены в кассах. При переходе на другую линию, проезд дополнительно не оплачивается. Руководством метрополитена также рассматривается вариант возвращения к действующей параллельно системе бумажных талонов из-за частого роста цен на жетоны, что приводит к их активной скупке[17].

В сопоставимых ценах проезд в Минском метрополитене летом 2011 года был в полтора раза дешевле Киевского и в 5—6 раз дешевле Петербургского и Московского[18]. По информации председателя Мингорисполкома Николая Ладутько, себестоимость одной поездки в метро составляет 4000 рублей (без учета прибыли метрополитена)[19].

Линии

Московская линия (1-я)

 п·о·р Московская линия
Смоленская
Уручье
Борисовский тракт
Восток
Московская
Парк Челюскинцев
Академия наук
Площадь Якуба Коласа
Площадь Победы
Октябрьская
Площадь Ленина
Институт культуры
ТЧ-1 «Московское»
Грушевка
Михалово
Петровщина
Малиновка
Щемыслица

Первая линия Минского метрополитена была открыта 30 июня 1984 года в составе восьми станций. После этого линия ещё трижды продлевалась, на сегодняшний день она протянулась на 19,830 км (от тупиков ст.Петровщина до тупиков ст. Уручье) и включает в себя 14 станций (Петровщина, Михалово, Грушевка, Институт Культуры, Площадь Ленина, Октябрьская, Площадь Победы, Площадь Якуба Коласа, Академия Наук, Парк Челюскинцев, Московская, Восток, Борисовский тракт, Уручье). Московская линия почти целиком проходит под проспектом Независимости и проспектом Дзержинского, и пересекает Минск с северо-востока на юго-запад. Во время строительства участка от станции «Институт Культуры» до «станции Петровщина» было принято решение продлить линию ещё на 1,8 км до станции Малиновка.

Автозаводская линия (2-я)

 п·о·р Автозаводская линия
Каменная горка
Кунцевщина
Спортивная
Пушкинская
Молодёжная
Фрунзенская
Немига
ССВ к Площади Победы
Купаловская
Первомайская
Пролетарская
Тракторный завод
Партизанская
Автозаводская
Могилёвская
ТЧ-2 «Могилёвское»

Вторая линия Минского метрополитена была открыта 31 декабря 1990 года в составе пяти станций. После этого линия ещё четырежды продлевалась, на сегодняшний день она протянулась на 18,1 км и включает в себя 14 станций (Могилёвская, Автозаводская, Партизанская, Тракторный завод, Пролетарская, Первомайская, Купаловская, Немига, Фрунзенская, Молодёжная, Пушкинская, Спортивная, Кунцевщина, Каменная Горка). Автозаводская линия пересекает Минск с юго-востока на запад.

Перспективы

Продление 1-й линии

Ведутся строительные работы по продлению Московской линии в юго-западном направлении ещё на 1,8 км до станции Малиновка. Строительство на данном участке началось в 2009 году, а закончилось его строительство 7 ноября 2012 года до ст. "Петровщина".

Строительство перегона до станции "Малиновка" продолжается в данный момент.

Дальнейшие планы

В будущем возможно продление 1-й линии в юго-западном направлении станцией "Щёмыслица", в северо-восточном направлении станцией «Смоленская» (или «Спорткомплекс»); 2-й линии в западном направлении станцией «Виленская»[20] (или «Красный Бор»[21]), в юго-восточном направлении станцией "Шабаны".

Существуют планы строительства ещё двух линий (3-й и 4-й), их открытие запланировано на 2017—2035-е годы.

3-я линия

Перспективная схема Минского метро с тремя линиями

3-я линия протяжённостью 17,2 км с 14 станциями свяжет микрорайон Зелёный Луг через центр города с микрорайоном Курасовщина. Первую очередь третьей линии метрополитена планируется ввести в строй в 2017 году. Этот участок будет включать четыре станции («Вокзальная», «Площадь Богушевича», «Юбилейная площадь», «Ковальская Слобода»), две из них пересадочные. Станции «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий Гостинец», а также депо планируется построить к 2020 году[22].

Строительство третьей линии планируется начать во второй половине 2013 года[22]. Планируется разместить станции «Вокзальная», «Площадь Богушевича», «Юбилейная площадь» на глубине около 20 метров, благодаря чему они станут самыми глубокими во всём метрополитене[22]. Третью линию планируется оснастить автоматизированными поездами, которые смогут курсировать без машиниста[22], а также автоматическими дверьми для предотвращения падений на рельсы и траволатором (горизонтальным аналогом эскалатора) длиной 100 метров и скоростью движения 1 м/с[23].

Для будущих станций первой и второй очереди строительства в марте 2012 года предложены[24] следующие названия:

  • станция на пересечении Автозаводской и третьей линий метро на площади Юбилейной — «Юбилейная площадь» («Юбiлейная плошча»).
  • станция на пересечении улиц К. Цеткин и Немиги на площади Богушевича — «Площадь Франтишка Богушевича» («Плошча Францiшка Багушэвiча»);
  • станция на пересечении Московской и третьей линий метро у железнодорожного вокзала (по словам руководителя «Минсметропроекта», станция будет располагаться с южной стороны вокзала[22]) — «Вокзальная» («Вакзальная»);
  • станция на пересечении улиц Жуковского и Воронянского — «Ковальская Слобода» («Кавальская Слабада»);
  • станция на территории планируемого к закрытию аэропорта «Минск-1» — «Аэродромная» («Аэрадромная»);
  • станция на пересечении улиц Кижеватова и Осиповичской — «Неморшанский сад» («Немаршанскi сад»);
  • станция на пересечении улиц Кижеватова и Корженевского — «Слуцкий Гостинец» («Слуцкi Гасцiнец»);

4-я линия

Третья линия
Зелёный Луг
Кольцова
Максима Богдановича
Площадь Бангалор
Веры Хоружей
Варвашени
Машерова
Юбилейная площадь
Площадь Франтишка Богушевича
Вокзальная 
Ковальская Слобода
Аэродромная
Неморшанский сад
Слуцкий Гостинец


4-я линия минского метро протянется на 15 км и будет состоять из 9 станций. Линия будет проходить от площади Бангалор под ул.Сурганова через пересадочную станцию «Академия наук», далее под ул.Ботанической, ул.Уральской, пересечётся на станции «Тракторный завод» со второй линией и пройдёт через микрорайон Серебрянка до микрорайона Чижовка. Рассматривается вариант строительства метромоста через Чижовское водохранилище[25].


Подвижной состав

Минское метро использует ту же ширину колеи, что и обычные железные дороги в Беларуси  — 1520 мм. Для подачи тока используется третий (контактный) рельс; напряжение на нём составляет в среднем 750 В (на шинах подстанций — 825 В). Подвижной состав на конец 2010 г. представлен 302-мя вагонами типа 81-717/714 производства как ОАО «Метровагонмаш» так и ЗАО «Вагонмаш». Из них[26]:

  • 68 модификации 81-717/714 1983—1986 гг. выпуска,

с 2007 года проводится их капитальный ремонт в депо ТЧ-2 «Могилёвское», к началу 2010 г. отремонтировано 26 вагонов.

  • 49 модификации 81-717.5/714.5 1989—1993 гг. выпуска,
  • 185 модификации 81-717.5М/714.5М 1993—2012 гг. выпуска[27].
  • Модификация 81-540Б/81-541Б 2009 года выпуска

Возможно, в будущем (когда откроют третью линию) будут ездить поезда мод. 81-717.6/714.6

Линии метрополитена обслуживаются двумя депо — ТЧ-1 «Московское» и ТЧ-2 «Могилёвское». К ТЧ-1 «Московское» приписано 25 пятивагонных составов, к ТЧ-2 «Могилёвское» — 35. В утренний час пик на первой линии работает 21 состав, на второй — 26-27.

По данным за 2005 год средняя техническая скорость поездов составила 50,5 км/ч (самая большая среди метрополитенов стран СНГ), средняя эксплуатационная — 40,8 км/ч (2 место в СНГ)[28].

Интересные факты

Статистика

По состоянию на 2008 год Минское метро занимает 2-е место среди 14 метрополитенов стран СНГ по количеству пассажиров, перевозимых на один километр линий, уступая лишь Киевскому метро, а по общему объёму перевозок — 5-е место, уступая Московскому, Петербургскому, Киевскому и Харьковскому метрополитенам[29].

Реклама

В октябре 2005 на 17 станциях установили по две плазменные панели, на них организована трансляция блоков новостей БТ и СТВ, рекламы и роликов о правилах пользования метрополитеном. В 2012 году установили и рекламные плакаты в той же части.

Телефонная сотовая связь

На всех станциях минского метрополитена работает сотовая связь GSM/3G операторов «Velcom», «МТС», «Life :)» .

Пересадка на наземный транспорт

  • Как правило, после открытия каждой новой станции, ближайшей к одному из выходов остановке наземного транспорта присваивается тождественное название. Только три станции не имеют одноимённых наземных остановок - Молодёжная, Пролетарская и Площадь Ленина.

Особенности

  • Первая открытая линия в Минске синего цвета, а не красного, как в большинстве метрополитенов в СССР. Красная — вторая линия по времени открытия. Изначально первая линия была красного цвета, синей она стала после ввода новых станций второй линии (Партизанская, Автозаводская, Могилевская, Молодежная, Пушкинская), когда число станций второй линии превысило количество станций первой линии.

Аналогичная ситуация наблюдается в Варшавском метрополитене. На данный момент там работает одна синяя линия. В Римском метрополитене линия В, более ранняя по времени постройки, имеет также синий цвет. Линия А имеет красный цвет и более поздняя по времени постройки

Названия

Тёзки

Из 28 станций минского метро 13 имеют станции-тёзки в других городах СНГ.

  1. Автозаводская (Москва, Нижний Новгород)
  2. Молодёжная (Москва)
  3. Московская (Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород)
  4. Октябрьская (Москва, Новосибирск)
  5. Площадь Победы (Киев - проектируемая)
  6. Партизанская (Москва)
  7. Первомайская (Москва)
  8. Площадь Ленина — выходит на площадь Независимости (ранее — площадь Ленина) (Санкт-Петербург, Новосибирск, Волгоград - скоростной трамвай)
  9. Пролетарская (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Харьков)
  10. Пушкинская (Москва, Санкт-Петербург, Харьков)
  11. Спортивная (Москва, Санкт-Петербург, Харьков)
  12. Тракторный Завод (Харьков)
  13. Фрунзенская (Москва, Санкт-Петербург)

Рекорды

  • Самый длинный перегон — Пролетарская — Тракторный завод, 2 км.
  • Самый короткий перегон — Купаловская — Немига, 800 м.
  • Самая глубокая станция — Октябрьская — −15 м.

Турникеты

В нумерации турникетов первая цифра означает номер станции.

Явление в культуре

Аварии и теракт

  • Трагедия на Немиге — массовая давка в подземном переходе Минска возле станции метро «Немига», жертвами которой стали 53 человека.
  • 24 июля 2009 года из-за сильного ливня произошло наводнение в Минске, от которого пострадало и метро. Станции «Восток» и «Парк Челюскинцев» были закрыты, поезда следовали без остановок, но в течение часа нормальная работа метро была восстановлена[32][33].
  • Террористический акт в минском метро

Автоинформатор

Все станции объявляются на белорусском языке известным диктором Владимиром Баклейчевым. Также записаны фразы на русском языке, такие как «Ускорьте посадку, освободите двери», «Не скапливайтесь у дверей вагона, проходите в середину салона».

Стандартное объявление в Минском метро: «Асцярожна, дзверы зачыняюцца! Наступная станцыя… (Осторожно, двери закрываются! Следующая станция…)», «Станцыя… (Станция…)»

На конечных станциях с 14 сентября 2011 года добавлена фраза в автоинформаторы: «Уважаемые пассажиры! При выходе из вагона не забывайте свои вещи».

См. также

Литература

Примечания

  1. История минского метрополитена
  2. Польский С. А. Демографические проблемы развития Минска. — Минск: БГУ, 1976. — С. 17-18.
  3. Минское метро: архивные съёмки и проекты будущего
  4. Как строилось минское метро. Моменты из истории отечественной «подземки»  (рус.). Фотофакт. Рэспубліка № 139 (4805) (30 июля 2009). — Десять фотографий строительства минского метро. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 8 февраля 2012.
  5. ↑ Ежедневно услугами минского метро пользуются примерно 918 тыс. пассажиров
  6. Минский метрополитен
  7. Самые популярные станции минского метро — «Каменная Горка» и «Площадь Ленина»
  8. Новым начальником минского метро стал Ростислав Юреня, Белорусские новости (13.06.2011)
  9. Маршруты городского общественного транспорта, Минский метрополитен, интервал движения поездов | Городской на interfax.by
  10. В Минске до двух тысяч рублей подорожал проезд в общественном транспорте, Белорусские новости (25 мая 2013)
  11. Бесплатный проезд для студентов: Минсктранс опередил Мингорисполком  (рус.). ИА «Интерфакс-Запад» (11 сентября 2011). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 28 мая 2012.
  12. Бесплатный проезд в общественном транспорте студентам Минска планируется отменить с 1 июля  (рус.). БелТА (25 апреля 2012). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 28 мая 2012.
  13. ↑ Минский метрополитен: оплата проезда  (рус.). Государственное предприятие «Минсктранс». Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 27 апреля 2012.
  14. Минск — Метрополитен — Средства оплаты проезда
  15. Минский метрополитен с 1 апреля вводит лимит на число поездок по проездным на пластиковых карточках  (рус.). TUT.BY, БелТА (7 марта 2007). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 15 апреля 2012.
  16. Езда по карточкам  (рус.). Газета «Минский курьер» — №43 (2221) (4 августа 2010). — «Пассажир, покупая пластиковую карту, уточняет, какое приложение (проездной документ) ему надо записать. ‹Минсктранс› на первом этапе внедрения планирует перенести на электронные карточки существующую тарифную политику оплаты проезда: можно записать приложение на месяц, полмесяца, декаду — без ограничения поездок. Новинкой станет приложение — проездной на определенное количество поездок.»  Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 15 апреля 2012.
  17. В минском метро могут ввести бумажные талоны
  18. Цены на товары и услуги в европейских столицах, Deutsche Welle
  19. Ладутько: себестоимость проезда в метро — 4000 рублей без учета прибыли метрополитена, onliner.by
  20. Будущее — за метро
  21. Вместо станции метро «Красный бор» в Минске будет «Виленская»?
  22. ↑ Начало строительства третьей линии минского метро отодвинули на год
  23. Метро в Минске: на третьей линии будет 14 станций, появятся движущийся тротуар и автоматические двери на перроне
  24. За пять лет до предполагаемого открытия третьей линии метро минчанам предлагают обсудить названия её будущих станций
  25. В перспективе Минский метрополитен будет состоять из четырёх линий с шестью пересадочными станциями
  26. Список вагонов минского метрополитена
  27. Минск — Метрополитен — Подвижной состав
  28. Статистика по метрополитенам стран СНГ — Киевский транспортный форум
  29. Метрополитены СНГ — статистика
  30. Съёмки фильма «Метро»
  31. Городские легенды: чем пугают себя минчане
  32. TUT.BY | НОВОСТИ — Потоп в Минске: как это было — Новость дня — 24.07.2009, 20:05
  33. Потоп в Минске 24.07.09: хроника, фото, видео  (рус.). Происшествия. Interfax.by Информационное агентство «Интерфакс—Запад» (24 июля 2009). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 7 февраля 2012.

Ссылки

  • КУП «Минсктранс»: Филиал «Минский метрополитен»
  • Официальная страница на сайте Минска
  • Схема путевого развития Минского метрополитена

Минское метро.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06