18-10-2023
Минский метрополитен Мінскі метрапалітэн |
|
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Длина линий |
35,5 км |
Количество станций |
28 |
Количество линий |
2 |
Пассажиропоток за день |
770 тыс (2012) |
Пассажиропоток за год |
281,3 млн (2012) |
Схема линий | |
Минский метрополитен на Викискладе |
Ми́нский метрополите́н (белор. Мінскі метрапалітэн) — один из видов городского транспорта в Минске. Является четвёртым по величине пассажиропотока, шестым по числу станций в СНГ и единственным в Беларуси метрополитеном.
Содержание |
История минского метрополитена начинается в конце 1960-х годов. У минских властей появилась идея о строительстве нового вида общественного транспорта в городе. В то время в СССР метро строили в городах с населением не менее миллиона человек. После окончания Великой Отечественной войны Минск рос быстрее всех других крупных городов СССР[2] в основном благодаря быстрому развитию промышленности. В результате, уже в 1972 году в городе родился миллионный горожанин. К 1970 году ощущались большие трудности в перевозке людей на работу (исчерпал свою пропускную способность ряд основных магистралей). Рассматривались три варианта развития транспортной системы: автобус «экспресс», скоростной трамвай и метрополитен, который и был выбран[3].
Разработка плана для строительства метрополитена в Минске началась в 1976 году. План строительства восьмистанционной линии, которая проходила бы под главным проспектом города, был одобрен Советом Министров СССР 4 февраля 1977 года. 16 июня 1977 года была заложена первая свая в основание будущей станции Парк Челюскинцев[4]. Строительство первой линии метрополитена от станции «Институт Культуры» до станции «Волгоградская» (впоследствии — «Московская») длилось с 1977 по 1984 годы.
Открытие метро состоялось 29 июня 1984 года, в канун 40-й годовщины освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. (дальнейшую информацию см. в разделе про линии.)
Все линии и станции Минского метро подземные, мелкого заложения. Все станции имеют подземные вестибюли, вход в которые в большинстве случаев совмещён с подуличными пешеходными переходами. Три станции — «Купаловская», «Октябрьская» и «Площадь Ленина» имеют входы, встроенные в здания. На последней из них по длинному подземному переходу можно выйти в здание железнодорожного вокзала и к железнодорожным платформам.
Из-за небольшой глубины залегания спуск на большинство станций осуществляется при помощи лестничных маршей. Эскалаторы установлены только на 9 станциях (по одному из вестибюлей восьми станций и оба вестибюля станции «Октябрьская»), всего — 31 машина. Три эскалатора, установленные на ст. «Молодёжная», не эксплуатировались до осени 2011 года. Большинство эскалаторов однопролётные, трёхниточные, на станции Октябрьская в 2008 году в ходе реконструкции был установлен четырёхниточный эскалатор.
На всех станциях, введённых в эксплуатацию после 2001 года («Могилёвская», «Спортивная», «Кунцевщина», «Каменная Горка», «Борисовский тракт», «Уручье», «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина») также имеются лифты.
В первом квартале 2013 года Минским метрополитеном пользовались примерно 918 тысяч человек в день — 36,7% от общего числа пассажиров[5]. При этом по данным за 2010 год метрополитен перевозил около 700 тыс. пассажиров в сутки, а всего на долю метро приходилось 32,6 % пассажиров, перевозимых общественным транспортом Минска[6].
Самой загруженной станцией метро является Площадь Ленина (в 2012 году она была второй по загруженности[7]) — в среднем 85,6 тысяч человек в сутки.
Загруженность станций Минского метрополитена по входу/выходу в день (I квартал 2013)[5] |
||
---|---|---|
Место | Станция | Пассажиров, тыс. |
1 | Площадь Ленина | 85,6 |
2 | Площадь Якуба Коласа | 65,9 |
3 | Каменная горка | 63,1 |
4 | Петровщина | 49,6 |
5 | Могилёвская | 47,5 |
6 | Институт культуры | 47,4 |
24-25 | Парк Челюскинцев | 12,6 |
24-25 | Михалово | 12,6 |
26 | Грушевка | 10,7 |
27 | Первомайская | 9,7 |
28 | Купаловская | 5,1 |
На сегодняшний день Минское метро состоит из двух линий общей протяжённостью 35,5 км, 28 станций и двух электродепо. Эксплуатацию метрополитена осуществляет ТДКУП (транспортное дочернее коммунальное унитарное предприятие) «Минский метрополитен», начальником которого является Ростислав Юреня[8]. Строительные работы ведутся КУП "Дирекция по строительству Минского метрополитена", проектирование — ОАО «Минскметропроект».
Минский метрополитен открыт для пассажиров с 5:30 утра до 1:00 ночи — первый поезд с конечных станций отправляется в 5:33, последний — в 1:02. Интервал движения в час пик составляет 2 минуты на первой линии и 2:15 на второй[9], пассажиров обслуживают 30 и 27 пар поездов в час соответственно. В другое время интервал увеличивается до 3 — 4 минут, максимум составляет 14 минут после 23:00. Расписание движения поездов после 23:00 доступно пассажирам — в вестибюле каждой станции размещена соответствующая информация, причём время прибытия рассчитано именно для этой станции с учётом длины перегонов.
После теракта в Минском метро была усилена пропускная система и сотрудниками милиции досматривался каждый пассажир. Но уже спустя месяц на каждом вестибюле в метро оставался только один милиционер, который выборочно досматривал сумки.
С 25 мая 2013 года действуют следующие тарифы на проезд[10]:
В качестве средств оплаты проезда используются[13] жетоны (на 1 декабря 2011 года общий запас более 1,3 млн штук, из которых на руках 700 тыс.), пластиковые магнитные карточки и радиокарты[14]. Первоначально количество поездок по проездному билету не ограничивалось. С 1 апреля 2007 года было введено ограничение: 120 поездок для месячного и 42 для декадного в течение всего срока действия проездного билета[15] Такое ограничение действует и в настоящее время[13], но в будущем его, возможно, изменят или отменят[16]. Магнитные карточки имеют залоговую цену в 1000 бел. руб., а радиокарты — 10 000 бел. руб.[13] После окончания срока действия они могут быть обменены в кассах. При переходе на другую линию, проезд дополнительно не оплачивается. Руководством метрополитена также рассматривается вариант возвращения к действующей параллельно системе бумажных талонов из-за частого роста цен на жетоны, что приводит к их активной скупке[17].
В сопоставимых ценах проезд в Минском метрополитене летом 2011 года был в полтора раза дешевле Киевского и в 5—6 раз дешевле Петербургского и Московского[18]. По информации председателя Мингорисполкома Николая Ладутько, себестоимость одной поездки в метро составляет 4000 рублей (без учета прибыли метрополитена)[19].
Первая линия Минского метрополитена была открыта 30 июня 1984 года в составе восьми станций. После этого линия ещё трижды продлевалась, на сегодняшний день она протянулась на 19,830 км (от тупиков ст.Петровщина до тупиков ст. Уручье) и включает в себя 14 станций (Петровщина, Михалово, Грушевка, Институт Культуры, Площадь Ленина, Октябрьская, Площадь Победы, Площадь Якуба Коласа, Академия Наук, Парк Челюскинцев, Московская, Восток, Борисовский тракт, Уручье). Московская линия почти целиком проходит под проспектом Независимости и проспектом Дзержинского, и пересекает Минск с северо-востока на юго-запад. Во время строительства участка от станции «Институт Культуры» до «станции Петровщина» было принято решение продлить линию ещё на 1,8 км до станции Малиновка.
Автозаводская линия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Вторая линия Минского метрополитена была открыта 31 декабря 1990 года в составе пяти станций. После этого линия ещё четырежды продлевалась, на сегодняшний день она протянулась на 18,1 км и включает в себя 14 станций (Могилёвская, Автозаводская, Партизанская, Тракторный завод, Пролетарская, Первомайская, Купаловская, Немига, Фрунзенская, Молодёжная, Пушкинская, Спортивная, Кунцевщина, Каменная Горка). Автозаводская линия пересекает Минск с юго-востока на запад.
Ведутся строительные работы по продлению Московской линии в юго-западном направлении ещё на 1,8 км до станции Малиновка. Строительство на данном участке началось в 2009 году, а закончилось его строительство 7 ноября 2012 года до ст. "Петровщина".
Строительство перегона до станции "Малиновка" продолжается в данный момент.
В будущем возможно продление 1-й линии в юго-западном направлении станцией "Щёмыслица", в северо-восточном направлении станцией «Смоленская» (или «Спорткомплекс»); 2-й линии в западном направлении станцией «Виленская»[20] (или «Красный Бор»[21]), в юго-восточном направлении станцией "Шабаны".
Существуют планы строительства ещё двух линий (3-й и 4-й), их открытие запланировано на 2017—2035-е годы.
3-я линия протяжённостью 17,2 км с 14 станциями свяжет микрорайон Зелёный Луг через центр города с микрорайоном Курасовщина. Первую очередь третьей линии метрополитена планируется ввести в строй в 2017 году. Этот участок будет включать четыре станции («Вокзальная», «Площадь Богушевича», «Юбилейная площадь», «Ковальская Слобода»), две из них пересадочные. Станции «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий Гостинец», а также депо планируется построить к 2020 году[22].
Строительство третьей линии планируется начать во второй половине 2013 года[22]. Планируется разместить станции «Вокзальная», «Площадь Богушевича», «Юбилейная площадь» на глубине около 20 метров, благодаря чему они станут самыми глубокими во всём метрополитене[22]. Третью линию планируется оснастить автоматизированными поездами, которые смогут курсировать без машиниста[22], а также автоматическими дверьми для предотвращения падений на рельсы и траволатором (горизонтальным аналогом эскалатора) длиной 100 метров и скоростью движения 1 м/с[23].
Для будущих станций первой и второй очереди строительства в марте 2012 года предложены[24] следующие названия:
Третья линия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
4-я линия минского метро протянется на 15 км и будет состоять из 9 станций. Линия будет проходить от площади Бангалор под ул.Сурганова через пересадочную станцию «Академия наук», далее под ул.Ботанической, ул.Уральской, пересечётся на станции «Тракторный завод» со второй линией и пройдёт через микрорайон Серебрянка до микрорайона Чижовка. Рассматривается вариант строительства метромоста через Чижовское водохранилище[25].
Минское метро использует ту же ширину колеи, что и обычные железные дороги в Беларуси — 1520 мм. Для подачи тока используется третий (контактный) рельс; напряжение на нём составляет в среднем 750 В (на шинах подстанций — 825 В). Подвижной состав на конец 2010 г. представлен 302-мя вагонами типа 81-717/714 производства как ОАО «Метровагонмаш» так и ЗАО «Вагонмаш». Из них[26]:
с 2007 года проводится их капитальный ремонт в депо ТЧ-2 «Могилёвское», к началу 2010 г. отремонтировано 26 вагонов.
Возможно, в будущем (когда откроют третью линию) будут ездить поезда мод. 81-717.6/714.6
Линии метрополитена обслуживаются двумя депо — ТЧ-1 «Московское» и ТЧ-2 «Могилёвское». К ТЧ-1 «Московское» приписано 25 пятивагонных составов, к ТЧ-2 «Могилёвское» — 35. В утренний час пик на первой линии работает 21 состав, на второй — 26-27.
По данным за 2005 год средняя техническая скорость поездов составила 50,5 км/ч (самая большая среди метрополитенов стран СНГ), средняя эксплуатационная — 40,8 км/ч (2 место в СНГ)[28].
По состоянию на 2008 год Минское метро занимает 2-е место среди 14 метрополитенов стран СНГ по количеству пассажиров, перевозимых на один километр линий, уступая лишь Киевскому метро, а по общему объёму перевозок — 5-е место, уступая Московскому, Петербургскому, Киевскому и Харьковскому метрополитенам[29].
В октябре 2005 на 17 станциях установили по две плазменные панели, на них организована трансляция блоков новостей БТ и СТВ, рекламы и роликов о правилах пользования метрополитеном. В 2012 году установили и рекламные плакаты в той же части.
На всех станциях минского метрополитена работает сотовая связь GSM/3G операторов «Velcom», «МТС», «Life :)» .
Аналогичная ситуация наблюдается в Варшавском метрополитене. На данный момент там работает одна синяя линия. В Римском метрополитене линия В, более ранняя по времени постройки, имеет также синий цвет. Линия А имеет красный цвет и более поздняя по времени постройки
Из 28 станций минского метро 13 имеют станции-тёзки в других городах СНГ.
В нумерации турникетов первая цифра означает номер станции.
Все станции объявляются на белорусском языке известным диктором Владимиром Баклейчевым. Также записаны фразы на русском языке, такие как «Ускорьте посадку, освободите двери», «Не скапливайтесь у дверей вагона, проходите в середину салона».
Стандартное объявление в Минском метро: «Асцярожна, дзверы зачыняюцца! Наступная станцыя… (Осторожно, двери закрываются! Следующая станция…)», «Станцыя… (Станция…)»
На конечных станциях с 14 сентября 2011 года добавлена фраза в автоинформаторы: «Уважаемые пассажиры! При выходе из вагона не забывайте свои вещи».
Минский метрополитен в темах | ||
---|---|---|
Линии | 1 Московская линия • 2 Автозаводская линия • 3 Третья линия (проектируется) | |
Обслуживание | Подвижной состав: 81-717/714 • 81-541Б • Электродепо: ТЧ-1 «Московское» • ТЧ-2 «Могилёвское» | |
Управление | КУП «Минский метрополитен» (дочернее предприятие ГП «Минсктранс») • Ростислав Юреня | |
Происшествия | Трагедия на Немиге (30 мая 1999) • Террористический акт в минском метро (11 апреля 2011) | |
Списки | Станции • Конечные станции • Пусковые участки и новые станции • Авторы проектов станций |
Транспортная система Минска | |
---|---|
Транспорт |
Городской: Автобус | Троллейбус | Трамвай | Метро (линии: Московская, Автозаводская, Третья) | Маршрутное такси Железнодорожный: ЖД | Детская железная дорога | Городская электричка |
Пункты |
Автовокзалы и автостанции: Восточный автовокзал | Московский автовокзал | Центральный автовокзал | Автостанция Автозаводская | Автостанция Юго-Западная ЖД вокзалы, станции и платформы: Железнодорожный вокзал | Минск-Восточный | Минск-Северный | Минск-Южный | Минск-Сортировочный | Институт культуры | Колядичи | Курасовщина | Лебяжий | Лошица | Масюковщина | Озерище | Роща | Радиаторный | Степянка | Столичный | Товарный двор | Тракторный Аэропорты: Минск | Минск-1 |
Организации | Минтранс | Операторы: Минсктранс |
Улицы | Улицы |
См. также | История транспорта в Минске | Персоналии: Авторы проектов станций Минского метрополитена |
Транспорт в Белоруссии | |
---|---|
Метро | Минск |
Трамвай | Витебск • Минск • Мозырь • Новополоцк |
Троллейбус | Бобруйск • Брест • Витебск • Гомель • Гродно • Минск • Могилёв |
Автобус | Минск • Слуцк • Витебск |
См. также | Список городских трамвайных систем • Список троллейбусных систем мира |
|
|||
---|---|---|---|
Троицкое предместье | Музеи | Храмы | Театры | Ратуша | Набережная Свислочи | Зоопарк | Площади | Музей ВОВ | Национальная библиотека | Пищаловский замок | Вокзал | Цирк | Памятники | Метро | Аэропорт | Детская железная дорога | Стадион Динамо | Минск-Арена | Куропаты |
Минское метро.