Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Мифология хантов и манси

15-06-2023

(перенаправлено с «Мифология хантов и манси»)
Перейти к: навигация, поиск

Ханты-мансийская мифоло́гия — комплекс мифологических представлений хантов и манси (обских угров).

Согласно мифу, землю со дна океана при сотворении мира достала гагара по имени Лули. По другой версии, землю со дна достал сам Куль-Отыр. Мир делится на три сферы: воздушную, водную и земную. Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, — ей доступны все три сферы.

Высшие боги в пантеоне — Нум-Торум и его сын, Корс-Торум. Подземным миром заведует злой дух Куль-Отыр (Кынь-Лунк).

Основные боги: старший из сыновей Нуми-Торума, Полум-Торум, ведает всей рыбой и зверями окрестных мест, Мир-суснэ-хум, другой сын Нуми-Торума, — посредник между богами и миром («Небесный надзиратель»), его конь — Товлынг-лув, Мых-ими — «Земля-старуха», богиня, предупреждающая болезни, Калтащ-эква — богиня земли, мать Мир-Суснэ-хума, Хотал-эква — богиня солнца, Этпос-ойка — бог луны, Най-эква — богиня огня, Сяхыл-торум — бог грома, Косяр-Торум — внук Нуми-Торума. Третий сын Нуми-Торума, Аутья-отыр, имеет вид щуки и живёт в устье Оби. Ещё один сын Нуми-Торума, Нёр-ойка — покровитель оленьих стад. Богам было отведено и место жительства: Полум-Торум жил на реке Пелым (Полум), Нёр-ойка — на озере Ялпын-тур.

Хонт-Торум — бог войны, его жена — Суй-ур-эква, помощники — Хуси, Энки. Эпитетом Колташ (Калтащ)-эквы является Сорни-экваЗолотая баба»), это было воспринято европейцами буквально, и они полагали, что существует изображение её из золота.

Персонажи низшей мифологии: пупи (пупых) — дух (и его изображение), менкв — великан-людоед, утчи (унху) — мифический лесной житель, мис (миш) — добрый лесной дух.

Один из персонажей, Мис-нэ — «Лесная дева», приносит удачу охотнику и выходит за него замуж. У них рождается сын, но люди в селении её обижают, и она уходит обратно в лес. В деревне Хурум-пауль почитался Йипыг-ойка («Старик-филин»), который считался жителями этой деревни своим предком, то есть тотемом. Тотемами у народов Обского севера были также стрекоза, трясогузка, филин. Тотем не мог быть объектом охоты.

По поверьям манси — у мужчин — 5 или 7 душ, у женщин — 4 или 6. Из них две — важнейшие, одна реинкарнировалась в ребенка того же пола, другая уходила в царство Куль-Отыра. По существу, «духи» являются персонификациями сил и явлений природы. Примечание: слова «ойка» и «эква» означают соответственно «старик» и «старуха, баба, женщина», «нэ» — «женщина, дева», «отыр» — «богатырь». Среди персонажей выделялись как мужские, так и женские фигуры.

Обско-угорская мифология в современной культуре

Ряд персонажей сказов Павла Бажова (см. Бажов, Павел Петрович) имеют мансийское происхождение. Например, Огневушка-Поскакушка — аналог «Золотой бабы» — Сорни-Най (манс. — «женщина-огонь»). Медвежьему культу хантов и манси посвящен цикл песен уральской этно-рок-группы «H-Ural».

Примечания

Литература

  • Бианки В. В. Рассказы и сказки. — Л., 1956. — С. 153.
  • Гемуев И. Н. Мировоззрение Манси. Дом и Космос. М.: Наука, 1990.
  • Гемуев И. Н. Народ манси: воплощение мифа. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003.
  • Гемуев И. Н., Сагалаев А. М., Соловьёв А. И. Легенды и были таёжного края. — Новосибирск, 1989.
  • Иванова В. С. 1992-6464.
  • Кулемзин В. М. Культ медведя и шаманизм у обских угров // Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003.
  • Энциклопедия «Мифы народов мира» в 2 томах.

Ссылки

  • http://eduhmao.ru/info/3/10596/
  • http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/index.shtml
  • http://nativeurals.narod.ru/khanty.htm
  • http://www.4tivo.com/kultura_iskustvo/24963-mify-predanija-skazki-khantov-i-mansi.html
  • http://www.etnic.ru/edu/myth/myth21.html
  • http://mythology.webhost.ru/hant5.htm


Мифология хантов и манси.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06