12-10-2023
Феликс Трофимович Михайлов | |
Дата рождения: | |
---|---|
Дата смерти: |
22 февраля 2006 (75 лет) |
Страна: | |
Школа/традиция: | |
Направление: | |
Период: | |
Основные интересы: | |
Оказавшие влияние: |
Феликс Трофимович Михайлов (12 апреля 1930, Чимкент (ныне Шымкент), Казахской ССР — 22 февраля 2006, Москва) — российский и советский психолог, философ, педагог, профессор (1991), доктор философских наук (1988). Академик Российской академии образования (1993).
Выпускник философского факультета МГУ (1954). Учился на одном курсе с Р. М. Титаренко (будущей Горбачёвой) и М. К. Мамардашвили.
С 1957 — преподаватель Российского медицинского университета (до 1992 — 2-го Московского медицинского института). В 1961—1971 — заведующий кафедрой философии ныне философии и культурологии).
В 1972—1984 работал в учреждениях Академии педагогических наук. Заведовал лабораториями в НИИ СиМО и НИИ ОПП. С 1984 — главный научный сотрудник Института философии АН СССР.
В 1988 защитил докторскую диссертацию на тему «Общественное сознание и самосознание индивида».
С 2004 — профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии психологического факультета альма матер. Читал курсы на философском и факультете повышения квалификации МГУ. Академик РАО.
Член Ученых советов Института философии РАН и РГМУ. Член Московского общества испытателей природы (2001). Член редколлегии периодических изданий: «Постижение культуры» (1990), «Культура. Традиции Образование», «Психологическая наука и образование» (1997). Был ведущим передачи о философии на Центральном телевидении.
Занимался исследованиями в области философских проблем фундаментальной психологии, в том числе причинами господства эмпиризма в психологической науке новейшего времени, возможностями фундаментальной теории психологии; природы, истоков и сути субъективности как способности субъективной мотивации поведения животных и человека; проблем динамичного тождества интер- и интрасубъективности, гносеологическими корнями фрейдизма и др.
Специалист в области эпистемологии, изучал проблемы формирования и деятельности самопознания, которое исследуется в предметных областях психологии развития и философии.
Сформировал философские основы новой педагогики. Ф. Михайлов предлагал убрать все промежуточные дидактические звенья и напрямую соединить две главные категории педагогики: цель и личность. Исследовал комплекс проблем, связанных с формированием личности на материале истории культуры, создания специального комплекса человековедческих знаний включенных в виде предметов в учебный план высшей школы. Осуществил ряд исследований истоков и способов развития сознания и самосознания, креативных способностей самосознания, природы психического и ментальности человека, психологии человеческого «Я», бессознательного и других проблем. Центральная идея — стремление отождествить индивидуальное самосознание и общественное сознание.
Автор основы авторской «концепции обращений» в качестве проблемно-продуктивного ответа на фундаментальные проблемы психологической теории. Предложил идею создания своеобразных интеллигентских поселений — культурно-образовательных центров, как альтернативы существующим учебным заведениям.
Автор около 140 научных работ.
Подготовил 12 кандидатов и 4 докторов наук.
Михайлов, Феликс Трофимович.