Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Младогегельянцы

14-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Гегельянство


Основные понятия
Абсолютный дух
Национальный дух
Абсолютная идея

Всеобщее, Диалектика
Антитезис, Снятие
Несчастное сознание

Тексты
«Феноменология духа»
«Наука логики»
«Энциклопедия философских наук»
«Философия права»
Течения
Младогегельянцы

Тюбингенская школа
Русское гегельянство

Люди
Штраус, Бауэр, Маркс

Грин, Брэдли, Мак-Таггарт
Кроче, Джентиле
Кожев

Младогегельянцы (нем. Junghegelianer, или левые гегельянцы) — группа немецких интеллектуалов в середине XIX века. Виднейшими представителями были прямые или косвенные ученики Г. Гегеля. Их вдохновляла мысль Гегеля, что целью и обещанием истории является отрицание всяких ограничений человеческой свободы, что Свобода и Разум являются движущими силами истории.

С точки зрения отношения к Гегелевскому наследию водораздел проходил между «правыми» гегельянцами, которые считали труды Гегеля наивысшим достижением философии, нуждавшимся только в популяризации, и младогегельянцами (или «левыми» гегельянцами), которые хотели «поставить Гегеля с головы на ноги», то есть вернуть его умозрительную диалектику на реальную почву.

Персоналии

Младогегельянцы являлись неформальной группой. В их число входили Д. Ф. Штраус, Л. Фейербах, Б. Бауэр, Э. Бауэр, А. Руге, Э. Эхтермейер, М. Гесс, К. Ф. Кёппен, К. Нойверк. Также к этой группе долгое время были близки М. Штирнер, К. Маркс, Ф. Энгельс.

В октябре 1844 года Штирнер опубликовал книгу «Единственный и его собственность», в которой он подверг критике за непоследовательность интеллектуальных лидеров группы Фейербаха и Бруно Бауэра. При этом он пользовался типично гегелевской диалектической, иронической манерой («Наши атеисты — святые люди» и т. п.). В ответ на это Маркс и Энгельс выступили сначала вместе с Бруно Бауэром и его сторонниками («Святое семейство», март 1845), а затем совместно с Фейербахом и тем же Штирнером («Немецкая идеология», 1845/1846, в свое время неопубликованная). В этих работах Маркс и Энгельс развили идеи исторического материализма, которые в дальнейшем привели их к занятиям политической экономией и к развитию новой политико-экономической теории.

Вокруг этой группы, состоявшей частично из университетских учёных, не получивших кафедру (Бруно Бауэр, Фейербах), существовал более широкий круг лиц, которые распространяли младогегельянские идеи через личные контакты и через публицистическую деятельность. К ним относились, например, Г. Гервег и М. Бакунин. Младогегельянцы оказали также влияние на ряд молодых интеллектуалов, в частности, Ф. Лассаля.

История

Группа сформировалась во второй половине 1830-х годов как один из множества дискуссионных кружков, возникших в тогдашней Пруссии как реакция на жёсткие духовные и политические ограничения. Обозначение «младогегельянцы» («новые гегельянцы») было впервые применено Д. Ф. Штраусом в отношении тех из учеников Гегеля, которые приняли сторону Штрауса в дискуссии о его книге «Жизнь Иисуса» (1835), содержавшей критику в отношении религии; другую сторону Штраус назвал «старые гегельянцы». Именно вопрос об отношении к религии был в дальнейшем водоразделом между «левыми» и «правыми» гегельянцами (исключением был, разве что, А. Цешковский).

Основная дискуссионная площадка группы, так называемый «Докторский клуб», до 1839 года находилась в Берлине. Филиалы были в Галле, Кёльне и Кёнигсберге. Основным печатным органом был основанный Руге «Галльский ежегодник немецкой науки и искусства» (с 1841 года «Немецкий ежегодник», в 1843 году запрещён). Первоначально прусское правительство терпело младогегельянцев, при либеральном прусском министре просвещения К. Альтенштайне они имели возможность открыто высказываться. Но после смерти последнего в 1840 году и при консервативном короле Фридрихе Вильгельме IV младогегельянцев лишили всяких перспектив академической карьеры. Наиболее активно группа работала между 1840 и 1843 годами. В этот период позиции членов группы максимально обострились и политизировались. После этого вследствие обострения и расхождения позиций группа быстро распалась и к 1845 году практически прекратила существование.

Философия и теория

От Гегеля младогегельянцы унаследовали, во-первых, диалектику, понятую как принцип исторического развития, и, во-вторых, метод проверять действительное разумным. При этом они не приняли Гегелевский консерватизм, который провозглашал все действительное необходимым и разумным. Они считали, что задача диалектического мышления — преодолеть текущую ситуацию в Пруссии и в целом в Германии. Радикальная критика религии, содержавшаяся в их произведениях, вылилась в конечном счете в атеизм, радикальная критика общества — в требование ликвидации государства.

Маркс, подводя итоги их деятельности, отмечал, что младогегельянцы заузили свою критику до критики религии, боролись с идеями при помощи идей, а не превращали их в практические политические действия: «Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу»[1].

Примечания

  1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Святое семейство или критика критической критики против Бруно Бауэра и компании (сентябрь—ноябрь 1844 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 2, с. 132.

Ссылки

  • Кохановский В., Яковлев В. История философии. Раздел II. Западная философия. Глава 4. Немецкая классическая философия и немецкий романтизм. § 7. Младогегельянцы
  • Младогегельянцы//Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981
  • Stepelevich L. A. Feuerbach and the Young Hegelians

Младогегельянцы.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06