Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Мобилизационные возможности государства

13-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Мобилизационные возможности государства — комплексное понятие, обозначающее наличие людских и материальных ресурсов, которые государство может привлечь для мобилизационного развертывания вооружённых сил и полноценного обеспечения нужд фронта и тыла, в процессе перевода экономики страны с мирного на военное положение.

Основа мобилизационных возможностей

Мобилизационные возможности государства основываются на финансовых затратах производимых государством на следующие нужды[1]:

  • Создание золотовалютных резервов необходимых на поддержание экономики государства при военном положении;
  • Создание продовольственных запасов;
  • Создание резерва боевой техники, вооружения, военного имущества (боеприпасов, снаряжения, амуниции) и горюче-смазочных материалов;
  • Периодическое обучение военнослужащих запаса и контроль за учётом военнообязанного контингента населения;
  • Начальная военная подготовка в системе среднего и среднего специального образования;
  • Подготовка и обучение офицеров запаса в гражданских ВУЗах.


Факторы влияющие на мобилизационные возможности

Мобилизационные возможности государства зависят от следующих факторов[2]:

  • Наличие тяжёлой промышленности и машиностроения;
  • Наличие развитой транспортной структуры;
  • Уровень экономического развития и тип экономики государства;
  • Регулирующая роль государства;
  • Политическое устройство государства;
  • Количество населения государства;
  • Уровень морально-психологической и общеобразовательной подготовки (грамотности) населения

Критерии мобилизационных возможностей

Людской ресурс

Главным критерием мобилизационных возможностей государства является людской ресурс. Смысл критерия заключается в количестве населения, которое государство при необходимости, в состоянии мобилизовать в вооружённые силы.
Минимальный уровень мобилизационного потенциала государства для мирного времени, под которым понимается непосредственно численность личного состава вооружённых сил, составляет 0,5-1 % от общего числа населения государства. При данном показателе вооружённые силы в состоянии полноценно функционировать и развиваться, обеспечивая при этом внешнюю безопасность государства[3][4].
В случае начала широкомасштабных боевых действий, необходимый уровень мобилизационного потенциала государства оценивается от 10 до 20 %[5].

Военно-технический потенциал

Под военно-техническим потенциалом подразумевается количество и качество боевой техники имеющейся в вооружённых силах.
Главными условиями наличия военно-технического потенциала считаются[6]:

  • Достаточное количество боевой техники (самолёты, вертолёты, корабли, танки, орудия, РЛС, ракетное вооружение и т. д.)
  • Качество боевой техники (соответствие современным требованиям, исправное состояние)

Сохранение военно-технического потенциала заключается в постоянной модернизации и разработке новых образцов вооружения, обслуживании боевой техники и создании запасов вооружения и боеприпасов к ним.

Военный бюджет

Военный бюджет — величина государственных расходов, предназначенная для поддержания и обновления вооруженных сил страны.
Часть средств военного бюджета уходят на периодическую подготовку военнослужащих запаса (резервистов), а также на создание резервов по военному имуществу и вооружению.

Подготовка и мобилизация резервистов

Подготовка резервистов

Независимо от принадлежности к государству, главной задачей по обеспечению мобилизационных возможностей считается периодическая подготовка резервистов. Резервистами называются военнообязанные граждане государства, которые подлежат мобилизации при введении военного положения.
Система подготовки резервистов имеется как в государствах с контрактной формой комплектования, как в государствах с призывной формой комплектования, так и в государствах со смешанным комплектованием.
Смысл подготовки резервистов заключается в их периодическом привлечении к кратковременным сборам, на которых они проходят военную подготовку, согласно назначенным им военно-учётным специальностям. Практическое назначение таких сборов заключается в закреплении навыков в использовании боевой техники и вооружения, а также переучивания на новые образцы вооружения и освоение новых методов в тактике[7].
В некоторых государствах основной упор делается не на содержание регулярных войск, а именно на систему подготовки резервистов, в которые вовлекается практически всё мужское население. К примеру в Швейцарии по некоторым оценкам вооружённые силы насчитывающие 22 000 человек способны за несколько часов мобилизовать в свои ряды 650 000 резервистов, а за двое суток 1 700 000 резервистов[8].

Мобилизация резервистов

В случае военной угрозы или введения военного положения, правительством объявляется частичная или всеобщая мобилизация и резервисты после их оповещения следуют в районы сбора, где под управлением представителей военного ведомства государства будут создаваться резервные воинские формирования.
В некоторых государствах в силу законодательства, массовая мобилизация резервистов может объявляться без введения военного положения и без наличия военной угрозы. Примерами таких массовых мобилизаций могут служить:

В таких государствах как США, массовая мобилизация резервистов используется в основном для замещения войск, убывших на выполнение боевых действий в другое государство. В некоторых случаях военное руководство США отправляет резервистов на участие в боевых действиях, несмотря на наличие достаточного количества регулярных войск. Во время Войны в Персидском заливе Пентагон призвал на военную службу 106 000 резервистов[11].
Бывают исключения в подходе к частоте мобилизации резервистов, когда она может начаться без всякой военной угрозы извне. К примеру в таких государствах как Израиль, кроме систематической переподготовки, резервисты совместно с регулярными войсками непосредственно участвуют в боевых действиях. На практике это заключается в том что любая крупная войсковая операция ЦАХАЛ, начинается с мобилизации резервистов[12].

Развёртывание формирований

Для создания полноценных формирований из резервистов, необходимо наличие в достаточном количестве вооружения, боевой техники и военного имущества на складах хранения. В этом плане подход к развёртыванию формирований у большинства государств одинаков и заключается в создании скадрованных частей.
На примере ВС СССР и вооружённых сил государств Бывшего СССР это выглядит как наличие в структуре каждого регионального военного командования (военный округ) воинских частей неполного штата (скадрованная часть), на складах которых находится на длительном хранении боевая техника, военное имущество и вооружение.
К примеру это может быть мотострелковый полк, в котором по полному штату развёрнут только один батальон или рота. При этом количество вооружения на складах скадрованной части соответствует аналогичному показателю в полностью развёрнутом мотострелковом полку. Вся боевая техника и вооружение находятся в законсервированном состоянии (сняты аккумуляторные батареи, слиты охлаждающие жидкости и горючее, колёсная техника поднята на кронштейны и т. д. и т. п.).
По плану мобилизации в скадрованную часть прибывают резервисты офицерского и рядового состава, которые занимаются приведением боевой и иной техники и вооружений к боевой готовности. В 90-е годы подобные скадрованные части были переименованы в Базы Хранения и Ремонта Военной Техники (БХиВТ)[13][14].


Смотреть также

Примечания

  1. Военный энциклопедический словарь (ВЭС),М.,ВИ,1984 г., страница 451
  2. Военный энциклопедический словарь на сайте МО РФ
  3. Некоторые вопросы численности и боеготовности вооружённых сил РФ
  4. Мнение: Численность Вооруженных Сил Украины должна составлять 1 % от населения страны
  5. День «М». Виктор Суворов. Из-во: АСТ. Москва. 2007. Глава 17. «О перманентной мобилизации». ISBN 5-17-007449-2, 5-17-007645-2
  6. Военно-технический потенциал России выше, чем у США
  7. Подготовка резервистов для ВВС ФРГ. Подполковник Васильев С. Зарубежное военное обозрение. № 2 1987 год
  8. Швейцарская армия: референдумы и оружие в подарок.
  9. Военное обозрение. 27 декабря 1979 года. Последняя война
  10. Бизнес в Чернобыле. Генерал-майор Николай Тараканов
  11. Пентагон объявил дополнительный призыв резервистов
  12. Особенности положения резервистов армии Израиля
  13. Прощай, Советская армия. Николай Павловский
  14. «Вооружённые Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска». Феськов В. И., Голиков В. И., Калашников К. А., Слугин С. А. Томск. 2013 год. Издательство Томского университета 640стр. ISBN: 978-5-89503-530-6

Мобилизационные возможности государства.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06