Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)) — федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российской Федерации, позиционирующее себя как «ведущий национальный транспортный вуз, крупнейший отраслевой университет России, базовая площадка для кадрового обеспечения и научного сопровождения развития транспортной отрасли»[2].
Готовит специалистов высшего и среднего профессионального образования для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства по 250 специальностям и направлениям подготовки высшего и среднего профессионального образования, а также по 450 программ дополнительного профессионального образования[2]. Имеет в своём составе 6 академий[3], 6 институтов, 5 колледжей, гимназию, военный учебный центр, детский технопарк «Московский транспорт».
23 мая (4 июня) 1896 года было учреждено Московское инженерное училище, на следующий день получившее статус «Императорского» (ИМИУ). ИМИУ должно было готовить специалистов по ускоренной трёхгодичной учебно-теоретической программе с последующим прохождением двухлетней инженерно-строительной практики.
Московский институт инженеров путей сообщения Наркомата просвещения РСФСР
4
1924—1926
Московский институт инженеров транспорта имени Октябрьской революции Наркомата просвещения РСФСР
5
1926—1928
Московский институт инженеров транспорта имени Ф. Э. Дзержинского Наркомата просвещения РСФСР
6
1928—1946
Московский институт инженеров транспорта Наркомата просвещения СССР
7
1946—1954
Московский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР имени И. В. Сталина
8
1954—1961
Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР имени И. В. Сталина
9
1961—1988
Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР
10
1988—1992
Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров транспорта имени Ф. Э. Дзержинского (МИИТ) Министерства путей сообщения СССР
11
1992—1993
Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров транспорта имени Ф. Э. Дзержинского Министерства путей сообщения Российской Федерации
12
1993—2011
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) Министерства путей сообщения Российской Федерации
13
2011 — 27 декабря 2015
Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС)
14
28 декабря 2015 — 5 июля 2017
Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II[4]
15
6 июля 2017 — апрель 2019
Российский университет транспорта (МИИТ) (РУТ (МИИТ))[5]
19 октября 1924 года — Московский институт инженеров путей сообщения объединён с Высшими техническими курсами при НКПС СССР в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ)[6].
20 августа 1926 года — институту присвоено имя первого народного комиссара путей сообщения СССР Ф. Э. Дзержинского.
30 июня 1931 года — на основе факультетов МИИТа создаются: Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ) имени Ф. Э. Дзержинского (на базе Тягового факультета)[6], Московский эксплуатационный институт инженеров железнодорожного транспорта (МЭИИТ) имени И. В. Сталина (на базе Эксплуатационного факультета) и Московский институт инженеров нового железнодорожного строительства (МИИНЖС) имени А. А. Андреева (на базе строительных специальностей эксплуатационного факультета)
15 июня 1933 года — МЭИИТ, МИИНЖС, а также Транспортно-экономический институт НКПС объединены в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) имени И. В. Сталина[источник не указан 3112 дней].
1 сентября 1948 года — на базе инженерно-экономического факультета МИИТа восстановлен Московский транспортно-экономический институт (МТЭИ).
1 июля 1954 года — МЭМИИТ вошёл в состав МИИТа в качестве механического факультета и факультетов «Энергетический» и «Электрификация железных дорог»[6].
29 августа 1958 года — МТЭИ вошёл в состав МИИТа в качестве Инженерно-экономического факультета[6].
30 июня 1993 года — институт получил статус университета с названием Московский государственный университет путей сообщения, сохраняя при этом аббревиатуру МИИТ[6].
7 июля 1998 год — в состав университета вошла Российская академия путей сообщения (РАПС)[6].
2000 год — в составе университета создан Институт управления и информационных технологий (ИУИТ)[6].
7 марта 2002 года — в составе университета создан Гуманитарный институт[6].
25 мая 2003 года — в состав университета в качестве вошла Гимназия № 1 МПС России[6].
9 февраля 2004 года — в состав университета вошёл Московский медицинский колледж железнодорожного транспорта[6].
28 декабря 2006 года — в состав университета вошли: Московский колледж железнодорожного транспорта, Брянский колледж железнодорожного транспорта, Воронежский колледж железнодорожного транспорта, Воронежский электромеханический колледж железнодорожного транспорта, Ожерельевский колледж железнодорожного транспорта, Рязанский колледж железнодорожного транспорта, Елецкий техникум железнодорожного транспорта, Калужский техникум железнодорожного транспорта, Курский техникум железнодорожного транспорта, Нижегородский техникум железнодорожного транспорта, Орловский техникум железнодорожного транспорта, Рославльский техникум железнодорожного транспорта, Тамбовский техникум железнодорожного транспорта, Узловский техникум железнодорожного транспорта, Ярославский техникум железнодорожного транспорта.
2007 год — создан Институт комплексной безопасности (ИКБ)[6].
27 февраля 2008 года — в состав университета вошёл Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (РГОТУПС), с преобразованием его в Российскую открытую академию транспорта[7].
Колледж образован в 1993 году при Институте защиты предпринимателя, позднее вошёл в состав Юридического института. В 2006 году стал структурным подразделением Юридического института[14].
Медицинский колледж
Колледж Академии водного транспорта им. Министра речного флота Л.В. Багрова
Колледж международных транспортных коммуникаций
Гимназия
История
Нынешняя гимназия МИИТа была основана в 1949 году как школа № 40; находилась на станции Москва-3 Северной железной дороги в здании барачного типа. Современное здание на Мытищинской улице построено в начале 1950-х годов, школа была размещена в нём с 1953 года. В 1959 г. учебное заведение было преобразовано в школу № 123 Московской железной дороги с преподаванием ряда предметов на иностранном языке[15] (имелся в виду английский язык). Одно время носила имя генерал-лейтенанта инженерных войск Д. М. Карбышева — в вестибюле на первом этаже стоял его бюст на гранитном пьедестале. Первый выпуск состоялся в 1958 году.
В начале 1990-х была преобразована в гимназию № 1 МПС РФ, директором которой был назначен В. И. Филимонов. С 2004 года стала именоваться гимназией МИИТа, став структурным подразделением этого университета.
В конце 2000-х годов начальные классы гимназии перевели в отдельное здание в Сокольниках. В современной гимназии обучаются 5—11-й классы, 4-й этаж гимназии, где прежде учились исключительно младшеклассники, теперь используется так же, как и прочие этажи. Был произведен капитальный ремонт учебного заведения — асфальтовый школьный двор был замощен брусчаткой, а в центре его построен теннисный корт.
Выпускником гимназии является известный журналист Евгений Киселёв.
Официальные названия школы и гимназии
1949—1959 — школа № 40,
1959—1994 — школа № 123 Московской железной дороги с преподаванием ряда предметов на иностранном языке,
В рейтинге российских вузов, подготовленном в 2012 году рейтинговым агентством «Эксперт РА» по инициативе и при поддержке фонда «Вольное дело», университет занял 85-е место. Место вузов в рейтинге определялось исходя из оценки трёх составляющих: качество образования, востребованность работодателями, научно-исследовательская деятельность[16].
В 2014 году агентство «Эксперт РА» включило вуз в список лучших высших учебных заведений Содружества Независимых Государств, где ему был присвоен рейтинговый класс «D»[17].
↑ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II" (МГУПС (МИИТ)) (неопр.). Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2017 года. ГИВЦ Минобрнауки России. Дата обращения: 21 января 2019. Архивировано 21 января 2019 года.
↑ Архивировано 17 октября 2021 года.
↑ МИИТ > Об университете > Структура (неопр.). Дата обращения: 26 апреля 2015. Архивировано 14 марта 2015 года.
Устав МГУПС (МИИТ). Wayback Machine // miit.ru
Устав РУТ (МИИТ) (неопр.). // miit.ru. Дата обращения: 24 апреля 2022. Архивировано 21 января 2022 года.
↑ Путь, длиной 117 лет: от инженерного училища до крупнейшего университета России Wayback Machine.
История // Официальный сайт Российской открытаой академии транспорта (недоступная ссылка)
Росавиация рискует остаться без новых технических специалистов РБК daily, 08 ноября 2012
↑ МИИТ > Об университете > История > Ректоры МИИТ // Официальный сайт МИИТ.
МИИТ > Об университете > Руководство Wayback Machine // Официальный сайт МИИТ.
Личная страница Лёвина Бориса Алексеевича > Общая информация // Официальный сайт МИИТ. (неопр.) Дата обращения: 26 апреля 2015. Архивировано 3 октября 2015 года.
Официальный сайт МИИТа, 16 ноября 2018. Министр транспорта РФ Евгений Дитрих представил коллективу Российского университета транспорта нового ректора Александра Климова (неопр.). Дата обращения: 17 ноября 2018. Архивировано 18 ноября 2018 года.
Хронология событий (неопр.). Дата обращения: 26 апреля 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
О колледже (неопр.). Дата обращения: 7 апреля 2019. Архивировано 7 апреля 2019 года.
↑ МИИТ >> Гимназия Wayback Machine // Официальный сайт МИИТ.
Рейтинг ВУЗов России, 2012 Архивировано 1 августа 2014 года. // www.raexpert.ru, 15 ноября 2012
Рейтинг высших учебных заведений России и стран членов Содружества Независимых Государств.