Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Муравский шлях

02-06-2023

Часть карты де Боплана с Муравским шляхом

Муравский шлях — один из главных путей нападения крымских татар в XVI-начале XVII веков на Великое княжество Московское.

Содержание

1-е описание

"Одна дорога шла по левой стороне реки Ворсклы к северо-востоку, между верховьями рек Ворсклы, Северского Донца, Сейма и Оскола и далее шла вдоль правого берега реки Тим. Эта дорога была самая бойкая и сохранила название «Муравской» или «Муравки»[1].

2-е описание

Шел от Перекопа через Дикое поле по водоразделу рек Ворскла, Северский Донец и Сейм, между верховий притоков Оки и Дона через Куликово поле, далее следовал через броды Упы и её притоков до Тулы, где открывалась прямая дорога к Серпухову и переправам через Оку.

3-е описание

Западная дорога — Муравская, или Муравский шлях — начиналась у верховьев р. Самары, притока Днепра, и дугой огибала притоки Северского Донца. Далее Муравский шлях проходил по водоразделу Ворскла — Северский Донец, оставляя к востоку крайние русские села и деревни Белгородского уезда. Севернее Белгорода, в степи, у истоков Северского Донца, Псла и Донецкой Сеймицы находился Думчий курган. Здесь была развилка степных дорог. Главная отходила на восток, где у верховьев р. Сейма Муравская дорога соединялась с Изюмской. На запад от Думчего кургана поворачивал между Пслом и Сеймом Бакаев шлях, в северо-западном на­правлении к верховьям Оки шел Пахнуцкий шлях.

Историческая география

Исторически Муравский шлях существовал задолго до его фиксации под этим названием в письменных источниках. Когда с окончанием последнего ледникового периода сформировались речные долины и водоразделы бассейнов рек, близкие по своим очертаниям современным, пути передвижения стадных животных, табунов лошадей, а затем и отрядов кочевников постепенно пришли к тому оптимальному варианту, который просуществовал затем сотни лет.

При перемещении травоядных животных по одному маршруту в течение десятилетий происходил постоянный засев почвы семенами съеденных трав, что вело к формированию специфической растительности в полосе такого воздействия. От окружающего ландшафта такой путь, шириной от сотен метров до нескольких километров, достаточно сильно отличался своим цветом и структурой растительности.

До начала малого ледникового периода в XIV веке, в течение всего малого климатического оптимума степные и лесостепные пути уже получили хорошо сложившуюся структуру и активно использовались разными народами для торговых связей и военных походов. Тогда же произошло формирование и включение в хозяйственный оборот и систему военно-политических связей такого протяжённого географического объекта, как Куликово поле.

Понятия дороги как таковой, в современном понимании, для таких огромных пространств просто не существовало. Были лишь направления, многовариативные пути, более или менее удобные и безопасные для передвижения.

По Книге Большого Чертежа и документам XVI в. о станицах и сторожах, Муравский шлях шёл муравой (откуда и его название, другие с этим не согласны[2]), избегая переправ через значительные реки, большей частью по безлюдной степи, окруженный по сторонам высокой травой. Муравский шлях пересекал одиннадцать удобных бродов — Каганский, Абашкин, Шебелинский, Изюмский, Татарский и прочие.

Оценки

Зыгмунт Глёгер (польск. Zygmunt Gloger) считал его натуральной восточной границей Киевщины[3]. Имел несколько ответвлений — Бакаев шлях, Кальмиусский шлях, Изюмский шлях, Кончаковский шлях и т. д.

Использование

Муравским шляхом пользовались также московские и украинские посольские и купеческие караваны, которые пользовались также такими ответвлениями шляха, как Старый и Новый Посольский, Ромодановский, Сагайдачный и другие. На всем этом протяжении было пять сторожевых станиц. Запорожские казаки, в пределах которых тянулся Муравский шлях на расстоянии 200 вёрст, называли его «отвечным, бескрайним».

За первые пятьдесят лет XVI века было совершено сорок три зафиксированных документами крупных набега. Поэтому для охраны от нападений крымских татар была возведена Белгородская засечная черта с крепостями — Ливны (1586), Белгород (1589), Оскол (1586), Валуйки (1599) и другие. После возведения этих крепостей татары стали избегать Муравского шляха; зато он сделался главным путём для казаков, направлявшихся в Крым.

Летний вечер, ямщицкая тройка, бесконечный, пустынный большак… Много пустынных дорог и полей на Руси, но такого безлюдья, такой тишины поискать. И ямщик мне сказал: — Это, господин, Муравский шлях называется. Тут на нас в старину несметные татары шли. Шли, как муравьи, день и ночь, день и ночь и все не могли пройти… Я спросил: — А давно? — И не запомнит никто, — ответил он. — Большие тысячи лет!
Иван Бунин. Муравский шлях. 1930[4]

См. также

Примечания

  1. Белгород (очерки по истории города), Белгород, А. Иванчихин, 1957, с. 5
  2. Валки, украинный город Московскаго Государства. Харьков. Типография «Печатное дело» кн. К. Н. Гагарина 1905 г.
  3. Zygmunt Gloger, Geografia historyczna ziem dawnej Polski, ss. 239—241
  4. И. А. Бунин. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 4. М.: «Художественная литература», 1988.

Литература

Ссылки

  • Рудаков В. Е., Муравский шлях // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Максимилиан Волошин — Дикое поле (1920)
  • Муравский шлях — Харьковская область
  • Московское государство в XVII веке
  • Бои 1942 г. в районе Муравского шляха
  • Вокруг Света — Чумацким шляхом
  • Альбовский Е. А. Валки, украинный город Московского государства
  • Физическая география России — Лесостепь
  • Сухарев Юрий. Донской поход Мономаха
  • Песков Василий. Муравский шлях

Муравский шлях.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06