18-10-2023
Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб араб. محمد بن عبد الوهاب |
|
---|---|
Род дея- тельности: |
Теолог, проповедник, основоположник ваххабизма |
Рождение: | 1703 / 1115 г.х., Уяйна |
Смерть: | 1792 / 1206 г.х., Эд-Диръия |
Родители: | Абдуль-Ваххаб ибн Сулейман |
Школа, течение: | суннит, ханбалитский мазхаб, основоположник ваххабитской идеологии |
Труды, сочинения: | «Китаб ат-Таухид», «Китаб кашф аш-шубухат», «Китаб усуль аль-иман», «Китаб маджму‘ аль-хадис аля абваб аль-фикх» и др. |
Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ат-Тамими (1703 — 22 июня 1792) (араб. محمد بن عبد الوهاب بن سليمان آل مشرف التميمي) — известный арабский теолог и основатель ваххабитского движения, а также вместе с Мухаммадом ибн Саудом сыгравший одну из ключевых ролей в создании Саудовской Аравии и закрепления в новом государстве ваххабизма (сами последователи называют движение «салафия»)[1].
Содержание |
Точная дата рождения Мухаммада ат-Тамими неизвестна, считается, что он родился в 1703 году в Неджде, в городе Уяйне (англ.)русск.. Известно, что его отец был улемом из племени бану Тамим (отсюда и нисба «ат-Тамими») и уже с раннего детства Мухамммед начал изучать исламское богословие, по распространённому тогда на Аравийском полуострове ханбалитскому мазхабу[2]. В 12 лет он женился и отправился в паломничество в святые для мусульман города Мекку и Медину. Именно за время своего путешествия ат-Тамими познакомился с трудами таких богословов как ибн Ханбаль и ибн Таймийа, взгляды которых во-многом оказали влияние на будущее идеологии Ибн Абд-аль-Ваххаба и ваххабитского движения в целом[3].
В Медине он обучался у Абдуллаха ибн Ибрахима ибн Сайфа, который по словам самого Ибн Абд-аль-Ваххаба, готовил какое-то «идеологическое оружие» для борьбы с верованиями жителей оазисов[4].
После обучения в Медине, Ибн Абд аль-Ваххаб перебрался в Басру, где по словам ряда исследователей, прожил пять лет. Именно там он начал свою проповедь об очищении ислама от новшеств и идолопоклонничества, а также написал свою знаменитую книгу Китаб ат-Таухид. Довольно смелые идеи по «очищению» ислама не встретили поддержки у жителей оазиса, в результате возникших разногласий он был изгнан из города и был вынужден какое-то время проживать в Эль-Хасе, пока не добрался до Хураймалы, куда позднее переехал и его отец, пользовавшийся некоторым авторитетом у местных жителей.
В 1740 году Абд аль-Ваххаб умер и, оказавшись без поддержки отца, Мухаммад ат-Тамими был вынужден снова бежать. Ибн Бишр пишет: «В Хураймале жили абды, принадлежавшие одному из подразделений. Они были известны своим развратом. Ибн Абд аль-Ваххаб захотел обратить их в истинную религию. И решили тогда абды убить шейха»[4]. В том же году он возвращается обратно в Уяйну[5].
После возвращения в Уяйну, Мухаммад ат-Тамими нашёл общий язык с местным эмиром Ибн Муаммиром и склонил последнего на свою сторону. С этого момента началось уничтожение местных святилищ и мавзолея местного святого, было введено наказание побиением камнями за прелюбодеяние, которое и стало последней каплей для местного «правителя» Сулеймана аль-Хумайди, в зависимости от которого был оазис[6]. Не решившись расправиться с ибн АбдульВаххабом, ибн Муаммир вынудил его бежать в оазис Эд-Диръия[4][7].
Переселение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба в Эд-Диръия и знакомство с местным эмиром Мухаммадом ибн Саудом стали ключевым моментом в развитии как салафитского движения, так и истории Аравийского полуострова.
Мухаммад ибн Сауд ибн Мухаммад Аль Мукран (араб. محمد بن سعود بن محمد آل مقرن) (дата рождения неизвестна) происходил из племения азана и только недавно, к моменту прибытия Ибн Абд аль-Ваххаба, стал эмиром Эд-Диръии. К тому времени это был бедный городок, жители которого и окрестностей довольно быстро поддержали идею «очищения ислама». Видя утопающих в роскоши османских чиновников и шейхов им импонировали речи проповедника, такие как пуританизм (разрешение носить изделия из золота и шёлка только женщинам, скромная отделка мечетей — чтобы не отвлекала верующих от молитвы и др.) и принцип единобожия, как и когда-то при пророке Мухаммаде, ставшего стержнем, вокруг которого начали собираться арабские племена, что позволило совершать набеги на соседние территории[8].
В 1744 году между Мухаммадом ибн Саудом и Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом был заключён союз. Именно эта дата считается основанием первого саудовского государства — Эд-Диръийского эмирата с одноимённой столицей[9].
Первое время Мухаммад ибн Сауд проводил свои набеги в союзе с Ибн Муаммиром, но взаимная подозрительность между эмирами, а также крайне сложные отношения эмира Уяйны с Ибн Абд-аль-Ваххабом, привели в конечном счёте к открытому конфликту, и Усман ибн Муаммар был убит прямо во время пятничной молитвы. Через 10 лет эмират Уяйна полностью лишился независимости[4].
К 1755 году единственным серьёзным врагом в Центральном Неджде оставался эмир Эр-Рияда Даххам ибн Даввас, но и он вскоре был вынужден сдать город и бежать с большинством жителей.
В 1765 году Ибн Сауд умер и эмиром стал его сын Абд аль-Азиз. Основатель же ваххабизма скончался в 1792 году во время осады Эль-Хасы, когда сторонники нового течения вторглись уже в Восточную Аравию.
У Мухаммада ибн Аба аль-Ваххаба было пятеро сыновей, четверо из которых учились у отца и сами стали сами улемами — Хуссейн, Абдулла, Али и Ибрахим, пятый сын, Абд аль-Азиз, умер в юности[10].
Союз Дома Саудитов и потомков Мухаммада ат-Тамими не завершился с кончиной проповедника, его потомки составили привилегированную прослойку в аравийском обществе, так называемую «Семью Шейха» — Аль аш-Шейх (араб. آل الشيخ)[11]. Так из неё вышли:
Идеи Абд аль-Ваххаба не были новыми в мусульманском мире. Первыми салафитами (араб. سلف — «предки, предшественники»), были такие теологи как Ахмад ибн Ханбаль и Ибн Таймия. Именно ханбалитский мазхаб оказал на Мухаммада ат-Тамими наибольшее влияние[12]. Главными принципами в учении были:
Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб.