14-08-2023
Артык Мырзабаевич Мырзабаев | |
Имя при рождении: |
Артык Мырзабаев |
---|---|
Род деятельности: |
оперный певец, артист театра |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Отец: |
Мырзабай уулу Казыбай |
Мать: |
Сурмаке |
Супруга: |
Токтобюбю Алымбаева |
Дети: |
Кубан, Мунара, Динара |
Награды и премии: |
Народный Артист СССР |
Артык Мырзабаевич Мырзабаев — киргизский советский певец (баритон), артист театра, народный артист СССР (1967).
Содержание |
Артык Мырзабаев родился 11 мая 1930 года в столице Кыргызской Республики — Фрунзе, ныне Бишкек. Когда Артыку исполнилось семь лет, его отец заболел, и врачи посоветовали ему переехать жить в село, где воздух чище и свежее. Так семья А. Мырзабаева оказалась в селе Джал Чуйской области[.
Отец Артыка — Мырзабай уулу Казыбай, — был человеком жизнелюбивым, веселым и компанейским. Он прекрасно пел, всегда и везде был душой общества, по профессии же он был портным, мастером своего дела. В 1940 году, когда Артыку шел одиннадцатый год, отца не стало. Его мама, Сурмаке апа, осталась одна с двумя детьми. Как и все в селе, она работала на колхозных полях, занималась тяжелым крестьянским трудом. Так и подняла двух детей сама, без мужской поддержки.
Отрочество Артыка пришлось на трудные, полуголодные военные годы. В годы войны Артык не был исключением и работал наравне со взрослыми в колхозе. Когда закончилась война, ему было всего шестнадцать лет. Однако руководство колхоза представило его к государственной награде — медали «За доблестный труд». Это была первая высокая награда в жизни Артыка и она была особенно ему дорога.
В послевоенный период Артык окончил курсы, стал механизатором и начал работать в родном колхозе.
В 1949 году в село, в котором жил А. Мырзабаев, приехала из столицы комиссия во главе с известным певцом, народным артистом Киргизской ССР Аширалы Боталиевым. Комиссия была в поиске талантливых юношей и девушек для учёбы в музыкально-хореографическом училище имени Мураталы Куренкеева. Артык после прослушивания был зачислен на вокальное отделение училища.
Первым его педагогом стал талантливый учитель и прекрасный человек — Сергей Константинович Бабенко. Как вспоминал Артык, он стал для него не просто учителем, но старшим товарищем, другом. Были и другие прекрасные педагоги — Д. Дубинская, Т. Троянский, П. Шокальский, К. Комиссаров. Они были не только талантливыми, настоящими профессионалами, но и щедрыми, духовно богатыми людьми. Одно только общение с ними обогащало их учеников невероятно.
Рассказывая о годах учёбы в училище им. Куренкеева, наиболее часто Артык Мырзабаев вспоминал своего преподавателя по вокалу Вячеслава Васильевича Корнеева. Именно Корнеев помог ему раскрыть свою певческую индивидуальность, помог выстроить подходящий репертуар, отработать его до тонкостей, отшлифовать исполнение песен и найти собственный путь в вокальном творчестве. Уже после второго курса музыкального училища Артык начал работать солистом хора в Киргизской филармонии.
С 1953 года Артык стал часто посещать Киргизский театр оперы и балета, получая особенное удовольствие от соприкосновения с оперой, с классикой. А в те годы в театре пели такие оперные певцы, как А. Малдыбаев, А. Боталиев, С. Киизбаева, К. Чодронов. Таким образом, Артык со студенческих лет всё свободное время пропадал в театре оперы и балета. Приглашение работать в нём не заставило себя ждать. Артыку сразу же дали большую роль — партию Семетея в опере В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере «Айчурек». В этом же спектакле тогда дебютировал молодой дирижёр, выпускник Московской консерватории Калый Молдобасанов. Творческая дружба этих двух ярких представителей киргизской культуры продолжалась всю жизнь.
В 1958 году Артык Мырзабаев стал участником второй декады Киргизской ССР в Москве. Театр представлял два оперных спектакля — «Опричники» и «Токтогул».
Надо сказать, что первоначальный вариант партии Токтогула был написан для тенора в исполнении А. Малдыбаева. Но было решено переложить партию Токтогула для баритона, специально для Артыка Мырзабаева. Образ был достаточно масштабным, сложным, даже эпическим. Подготовка шла на серьезном, можно сказать, государственном уровне.
И молодые артисты театра полностью оправдали надежды руководства республики и оперного театра. Успех в Москве был просто оглушительным. Все газеты наперебой восторгались постановками киргизского театра. Труд артистов театра оперы и балета был оценен по достоинству. В тот год Артыку Мырзабаеву исполнилось 28 лет, и за участие в знаменательной декаде ему было присвоено звание заслуженного артиста Киргизской ССР, также он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Без малого почти полвека своей жизни А. Мырзабаев отдал служению своему любимому театру — Кыргызскому государственному академическому театру оперы и балета имени А.Малдыбаева. В его стенах прошла вся его творческая жизнь.
Оперная жизнь Артыка Мырзабаева была богата и прекрасна. Ему довелось работать в благодатное, по настоящему, «золотое время» кыргызской оперы. То была, вне всяких сомнений, пора расцвета оперного искусства в Кыргызстане. Мырзабаев исполнил практически все ведущие баритоновые партии мирового оперного репертуара: Валентина в опере Ш. Гуно «Фауст», Жермона из «Травиаты» Дж. Верди, Фредерика из «Лакме» Делиба, Елецкого в «Пиковой даме» П. Чайковского, Родриго ди Поза в опере Верди «Дон Карлос», Роберта в опере «Иоланта» П. И. Чайковского, Риголетто в одноименной опере Верди, Яго в опере «Отелло» Верди, Амонасро в опере Верди «Аида», Евгения Онегина в одноименной опере Чайковского, Эскамильо в опере Бизе «Кармен» и др.
В 1962 году Мырзабаев был удостоен звания Народный артист Киргизской ССР, а в 1967 году (в 37 лет), после исполнения целого ряда ведущих оперных партий, ему было присвоено высокое звание Народного артиста СССР.
На творческом пути Артыка Мырзабаева было немало интересных гастролей и встреч. Он объездил практически весь Советский Союз. Был на гастролях в Китае, Монголии, Венгрии, Румынии, Сирии, Швеции, Алжире, Канаде. И всегда достойно представлял оперное искусство своей любимой Киргизии. Наряду с вокальной карьерой А. Мырзабаев занимался также и педагогической деятельностью в студии театра оперы и балета. И даже перенеся в 70 лет тяжелую болезнь, он продолжал бывать в театре, преподавал в студии, давал уроки молодым солистам оперы. Театр всегда был для него вторым домом и оперная сцена была неотъемлемой частью жизни Артыка Мырзабаева до самых последних его дней.
Во время работы в Киргизской филармонии он познакомился с Токтобюбю Алымбаевой. Тонкая и хрупкая, она была очень скромной, тихой и нежной девушкой. Но при этом у неё был неожиданно сильный и красивый вокал. Она к тому времени была уже известной и признанной солисткой филармонии. Артык удивлялся её умению держаться на сцене: прекрасная осанка, удивительная стать и спокойное красивое пение. Токтобюбю окончила Национальную студию при Московской консерватории по классу вокала и с 1952 года работала в Кыргызской государственной филармонии. Именно там судьба свела Артыка с Токтобюбю, в счастливом браке с которой он прожил почти 52 года. Токтобюбю стала не только самым преданным слушателем, но и самым требовательным и доброжелательным критиком в жизни Артыка Мырзабаева. Она стала его прекрасной Музой, женой и матерью их троих детей: Кубана, Мунары и Динары.
Мырзабаев, Артык Мырзабаевич.