В 1944 году после снятия блокады, возвращается в Ленинград и поступает в аспирантуру кафедры истории искусства исторического факультета ЛГУ.
В 1946 году начал читать курсы теории искусства и эстетики.[1]
В 1948 году под научным руководством И. И. Иоффе защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Французский реализм XVII в.», охватив проявления французского реализма в литературе, живописи, графике и теоретическое обоснование в эстетике и философии.[1].
Автор более 600 научных трудов, включая многие монографий, учебники и эссе. Учебники М. С. Кагана по философии культуры были переведены и опубликованы во многих социалистических странах, а также в КНР.
Главной сферой исследований ученого становится изучение теории и истории искусства, а начиная с 1980-х годов — теории и истории культуры. Методологической основой трудов М. С. Кагана стали творчески воспринятый им марксизм и в особенности — системный анализ, широкие возможности которого в рамках гуманитарного знания последовательно отстаивались учёным в 1970-80-е гг. В 1990-е Каган обратился к синергетическому подходу, методологии междисциплинарных исследований и их использованию в разных областях гуманитарного знания: изучение человеческой деятельности и общения, искусства, культуры, вопросов философской антропологии, аксиологии и онтологии. В последнее десятилетие особое место заняли оригинальные по методологии крупные работы по истории мировой культуры и истории культуры Санкт-Петербурга.[1]
Его идеи и исследования сформулированы в его монографиях — «Морфология искусства» (1972), «Человеческая деятельность (опыт системного анализа)»(1974), «Мир общения: проблема межсубъектных отношений»(1988), «Философия культуры» (1996), «Град Петров в истории русской культуры» (1996), «Философская теория ценности» (1997), «Эстетика как философская наука»(1997), мемуарах «О времени и себе» (1998), сборнике «Искусствознание и художественная критика» (2000), «Се человек: рождение, жизнь и смерть в „волшебном зеркале“ изобразительного искусства» (2000). В последней монографии вопросы философской антропологии рассмотрены через призму изобразительных искусств от первобытности до наших дней.[1]
Отзывы
По воспоминаниям профессора Тульчинского, Каган слыл «блестящим полемистом» и «большим жизнелюбом», любил кататься на лыжах[3][4]
Научные труды
Монографии
на русскомя языке
Каган М. С. Эстетическое учение Н. Г. Чернышевского. М.-Л., 1958;
Каган М. С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. Л., 1961;
Каган М. С. Начала эстетики. М., 1964;
Каган М. С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л., 1972;
Каган М. С. Братья Антуан, Луи и Матье Ле Нэн. М., 1972;
Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974;
Каган М. С. Социальные функции искусства. Л., 1978;
Каган М. С. Ладо Гудиашвили. Л., 1983;
Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988;
Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи. СПб., 1991;
Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996;
Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996;
Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997;
Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997;
Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. Кн.1. СПб., 2000; Кн.2. СПб., 2001;
Каган М. С. Искусствознание и художественная критика: Избранные статьи. СПб., 2000;
Каган М. С. Се человек: Рождение, жизнь и смерть в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. СПб., 2001;
на других языках
Kagan M. N. Mensch — Kultur — Kunst. Systemanalytische Untersuchung. Hamburg., 1994;
Статьи
на русском языке
Каган М. С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб., 1998;
Каган М. С. К вопросу о соотношении симметрии и асимметрии как способов самоорганизации бытия // Языки науки — языки искусства. — М., 2000;
Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия // Вопросы философии. — 2001. — № 10.
Каган М. С. Человек как проблема современной философии
Каган М. С. И вновь о сущности человека // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б. В., Солонина Ю. Н., Парцвания В. В. — СПб.: Издательство «Петрополис», 2001. — С.48-67
Каган М. С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема
Каган М. С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск № 12. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 9-14.
Каган М. С. Проблема барокко в искусствознании и культурологии // Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
Каган М. С. Эстетика и синергетика // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С.40-42
Каган М. С. К истории изучения отношений этического и эстетического // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 70-72
Каган М. С. Воображение как онтологическая категория // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. Серия «Symposium», выпуск 3. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 71-74
Каган М. С. Бытие и время в культурологическом контексте (не по М. Хайдеггеру) // Miscellanea humanitaria philosophiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия «Мыслители», выпуск 5. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — С. 75-82
Каган М. С. О перспективах развития эстетики как философской науки // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Серия «Symposium», выпуск 16. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — С.4-5
Каган М. С. Анекдот как феномен культуры. Вступительный доклад // Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.5-16
Каган М. С. Анекдот как феномен культуры. Заключительное слово // Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.53-54
Каган М. С. К вопросу об изучении взаимоотношения культур России и Грузии // «Россия и Грузия: диалог и родство культур» / Под ред. В. В. Парцвания — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.137-141
Каган М. С. Общее представление о культуре // Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб., 2003. — С. 6-14
Каган М. С. К истории формирования и взаимодействия человеческих общностей // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19-20 мая 2004 г.) / Под ред. В. В. Парцвания. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С.104-110
Каган М. С. Обращение к участникам Дней петербургской философии — 2005.
на других языках
Kagan M. N. An, Science and Technology in the Past, Present and Future // Leonardo. — Vol. 27. — № 5.
Kagan M. N. Petersbourg, une ville nee des Lumieres // L’Homme des Lumieres. De Pans a Petersbourg. Actes du Colloque International (Auto-mne 1992). — Napoli, 1995.
Kagan M. N. Postmodernism as Birth of a New Type of Culture. // International Yearbook of Aesthetics. — Vol. 1. — 1996.