Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

НАМИ-1

21-10-2023

НАМИ-1
Общие данные
Производитель: завод Спартак
Годы пр-ва: 19271931
Тип(ы) кузова: четырехместный фаэтон
Характеристики
Массово-габаритные
Клиренс: 225 мм
Масса: 700 кг
Динамические
Макс. скорость: 90 км/час
Другое
Расход топлива: 8 — 10 л

НАМИ-1 — первый легковой автомобиль советского производства. Был разработан в 1925 году Научным автомоторным институтом (НАМИ) на базе дипломного проекта молодого инженера Константина Андреевича Шарапова. В небольшой коллектив конструкторов, который вёл эту работу под руководством профессора Н. Р. Бриллинга, кроме К. А. Шарапова также входили А. А. Липгарт, Е. В. Чарнко и др.

Проект НАМИ-1 представлял собой попытку соединить простоту конструкции, дешевизну и иные положительные качества мотоцикла с коляской с комфортабельностью малолитражного легкового автомобиля. К 1 мая 1927 года на заводе «Спартак» были изготовлены опытные образцы шасси автомобиля НАМИ-1, сделанные целиком из отечественных материалов. Три опытных экземпляра машины успешно прошли стендовые и дорожные испытания, после чего было принято решение о производстве этих автомобилей на том же заводе, с планом выпуска 30 машин в месяц.

Впоследствии документация на автомобиль была продана Ижорскому заводу в Ленинграде, но и там попытки развёртывания выпуска автомобиля успехом не увенчались.

Содержание

Конструкция автомобиля

Силовой агрегат.

НАМИ-1 имел хребтовую раму в виде стальной трубы диаметром 135 мм, которая жёстко крепилась к фланцами картеров силового агрегата и редуктора главной передачи. Труба обладала большой жёсткостью на кручение и весила значительно меньше традиционной рамы лонжеронного типа. Вследствие выбранной схемы, задняя подвеска автомобиля была независимой, в виде качающихся полуосей. Передняя подвеска оставалась зависимой, на двух продольных четверть-эллиптических рессорах. Длинноходная подвеска обеспечивала высокую проходимость автомобиля по грунтовым и просёлочным дорогам. Двигатель — V-образный двухцилиндровый, воздушного охлаждения, с верхним расположением клапанов, рабочим объёмом 1163 см³ и мощностью 22 л. с. Коробка передач — трёхступенчатая, без синхронизаторов. В главной передаче отсутствовал дифференциал. Тормоза — механические на все колёса. Кузов — открытый, типа «фаэтон», с двумя дверьми — по одной на каждый ряд сидений, каркасно-панельный смешанной деревянно-металлической конструкции.

Иногда указывается, что прототипом для НАМИ-1 послужили чехословацкие «Татры» моделей 11 и 12; на самом деле это верно лишь отчасти, так как непосредственное сходство у этих автомобилей составляло лишь само использование трубчатой хребтовой рамы и общая компоновка. При этом конструкция многих агрегатов различалась, и весьма существенно. В частности, у «Татры» передняя подвеска была выполнена на одной поперечной полуэллиптической рессоре, двигатель был оппозитным, а не V-образным, и так далее.

Впоследствии под руководством Шарапова была создана усовершенствованная модификация автомобиля, имевшая обозначение НАТИ-2 (не путать с полугусеничным НАТИ-2). Она имела более мощный рядный четырёхцилиндровый двигатель воздушного охлаждения и кузов более эстетичной формы, по-прежнему открытый, но уже с четырьмя дверьми и бамперами. Несколько опытных НАТИ-2 было изготовлено в 1933 году в Ижевске на мотоциклетном заводе (по другой версии — в Москве), однако в серию машина также не пошла, так как к тому времени уже шло полным ходом строительство Нижегородского (будущего Горьковского) автозавода.

Технические характеристики

  1. Подобно чехословацкой «Татре», машина имела хребтовую раму в виде трубы диаметром 135 мм со внутренним валом без шарниров.
  2. Подвеска задних колес — независимая (качающиеся полуоси), с поперечной рессорой, передних — зависимая. Независимая подвеска давала ей исключительно плавный ход для тех времён.
  3. Кузов — четырехместный фаэтон, причем каждый ряд сидений имел только одну дверь: передний — слева, задний — справа.
  4. Сравнительно малая масса кузова. Снаряженная масса — 700 кг.
  5. Дорожный просвет 225 мм.
  6. Диаметр колес 730 мм.
  7. Двигатель мощностью 22 л. с., воздушного охлаждения.
  8. Максимальная скорость — 90 км/ч, расход топлива: 8—10 л на 100 км пути.
  9. Отсутствие дифференциала, независимая подвеска задних колес, большой дорожный просвет и колеса большого диаметра давали НАМИ-1 превосходство по проходимости перед многими легковыми автомобилями, эксплуатировавшимися в то время в СССР.

В целом, автомобиль получился очень лёгким — на несколько сот килограммов тяжелее мотоцикла с коляской, неприхотливым, благодаря малой массе и длинноходной подвеске имел хорошую проходимость. Тем не менее, его конструкция была «сырой», и возможностей для её доведения до пригодного к массовому производству уровня в приемлемые сроки в стране на тот момент не имелось ввиду отсутствия необходимого опыта. Кроме того, выяснилось, что многих для задач, стоявших перед автомобилем, эксплуатирующемся в советском народном хозяйстве, малолитражки не достаточно, при всех её положительных качествах — дешевизне, простоте, малой массе и экономичности. В конечном итоге, выбор был сделан в пользу лицензионного выпуска автомобиля среднего литража проверенной иностранной конструкции, которым стал Ford A / ГАЗ-А.

Выпуск автомобилей

Серийное производство автомобилей велось на московском авторемонтном[источник не указан 29 дней] заводе Спартак, выпускавшем шасси. Кузова изготовлялись на заводе АМО. За 1928—1931 годы было выпущено 512 автомобилей НАМИ-1.

См. также

Литература

  • Ю. Долматовский. Знакомые и Незнакомые. — М.: Детская литература, 197. — С. 95—98.
  • «За рулём». — 1929. — № 1. — С. 11—13.
  • «За рулём». — 1929. — № 14. — С. 4—6.
  • «За рулём». — 1929. — № 15. — С. 4—6.
  • «За рулём». — 1929. — № 16. — С. 10.
  • «За рулём». — 1974. — № 2. — С. 34—35.

Ссылки

  • НАМИ-1 технические данные, характеристики, чертежи
  • Первый советский легковой автомобиль «НАМИ I» Журнал За рулём № 1 1929 год
  • Достоинства и недостатки автомобиля «НАМИ I» Журнал За рулём № 14 1929 год
  • Достоинства и недостатки автомобиля «НАМИ I» Журнал За рулём № 15 1929 год
  • Достоинства и недостатки автомобиля «НАМИ I» Журнал За рулём № 16 1929 год

НАМИ-1.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06