15-06-2023
Джованни Мария Нанино (итал. Giovanni Maria Nanino) (Валлерано, ок. 1544 года — Рим, 11 марта 1607 года) — итальянский композитор позднего Возрождения, выдающийся представитель римской школы, кантор, преподаватель музыки, старший брат композитора и преподавателя музыки и пения Джованни Бернардино Нанино.
Содержание |
Джованни Мария Нанино родился или в Валлерано (провинция Витербо на севере Лацио), или в Тиволи (провинция Рим) — не сохранилось актов о его рождении, которые могли сгореть во время пожара в архиве Рончильйоне, куда были перенесены различные документы (Валлерано входило в Герцогство Кастро, но Рончильйоне находилось под властью Фарнезе).
Свидетельство о первой студии братьев Нанино принадлежит Паоло Агостини; в посвящении к Четвёртой книги месс в партитуре Паоло Агостини Лаусдео да Валлерано, Рим, 1627: он говорит о музыкальную капелле в Валлерано, что в ней «Джо. Бернардино и его брат Джо. Мария имели удовольствие упражняться».
В 1562 году Нанина находился на службе у кардинала Ипполито II д’Эсте. Затем служил кантором в капелле Джулии в Ватикане (1566—1568), затем капельмейстером в Базилике Санта Мария Маджоре (1571—1575) и в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1575—1577) в Риме. 27 октября 1577 года был взят как тенор в Коллегию Папских Кантор (Collegio dei Cantori Pontifici) (Папская музыкальная капелла), где минимум три года занимал должность magister capellae (1598, 1604 и 1605).
Был особенно активным как преподаватель — его учениками были следующие выдающиеся композиторы римской полифонической школы: Франческо Сориано, Грегорио Аллегри, Феличе Анерио, Руджеро Джованнелли и другие.
Умер в Риме 11 марта 1607 года и был похоронен в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, в полу перед капеллой св. Маттео.
Единственный портрет Нанино, выполненный художником Франческо Тревизано по прозвищу Римлянин (Romano), имеет на себе надпись «Джованни Мария Нанино да Валлерано, кантор Папской Капеллы».
Хотя Нанино и не был особенно плодотворным композитором, но был чрезвычайно популярен и имел заметное влияние на музыку своего времени. Он был автором, который после Алессандро Стриджо чаще включался в печатные антологии в период между 1555 и 1620 годами, превосходя даже Маренцио и Палестрино.
Его светский наследие состоит из большого количества мадригалов в классическом контрапунктичном стиле, но он пользуется также и более лёгкой формой канцонетты. Именно в этом жанре написана его знаменитая Первая книга канцонетт на три голоса, впервые напечатанная в Гардано в Венеции в 1593 году, в которой на музыку положены тексты Франческо Петрарки. Её музыкальная выразительность нередко сравнивается с музыкой Луки Маренцио.
Кроме того, Нанино писал мотеты, ламентации, каноны и духовные песни. В 1980 году было опубликовано неполное собрание его сочинений, большая часть его творческого наследия всё ещё находится в манускриптах.
В Валлерано с середины 1800 года существует музыкальная ассоциация, которая носит его имя. Её инструментальным проявлением является духовой оркестр «Giovanni Maria Nanino», управляемый маэстро Джузеппе Тронкарелли.
В Тиволи с 1998 года существует полифонический хор с тем же названием, который ставит своей целью продвигать музыкальную культуру вообще и способствовать восстановлению музыкальных традиций своей местности.
Нанино, Джованни Мария.