Национальный индекс культурного наследия(НИКН) — ежегодно обновляемый объективный показатель, основанный на математическом алгоритме, который оценивает значимость объекта с позиции государственного управления[1]; также сам перечень значимых культурных памятников (как правило, федерального статуса или претендующих на него), оценных по этому методу.
По замыслу разработчиков, индекс должен стать тем инструментом государственной культурной политики, который позволит расставлять приоритеты в бюджетном финансировании на основе объективной информации. В результаты станет возможным выявить те объекты, получившие низкий показатель, которые требуют приоритетного внимания со стороны государства "не на основе вкуса и личных предпочтений тех или иных экспертов или представителей органов власти, а на основе объективных измеряемых данных"[1].
Индекс состоит из суммированной оценки объекта по семи показателям: ценность, подлинность, целостность, сохранность, охрана, наличие в списках ЮНЕСКО, использование (показатель введен в 2016 году). При подсчете по каждому критерию используется шкала от нуля (минимум соответствия критериям) до единицы (максимум соответствия критериям). В результате, высокий показатель НИКН указывает не на большую ценности объекта, а именно на эффективность его использовния " в информационном, образовательном и туристическом обороте" и большую сохранность[3].
Мониторинг объектов наследия с присвоением каждому объекту НИКН будет производится ежегодно, причем индекс одного и того же объекта с каждым годом может изменяться.
Основная проблема заключается в том, что большинство регионов не торопится передавать информацию о находящихся на их территории объектах всемирного наследия или сообщают об их отсутствии, что не соответствует действительности, по заявлениям ответственных экспертов[4]. Так, на 2016 год только 38 субъектов РФ предоставили данные о своих культурных объектах. Это во многом связано с тем, что одной из конечных целей формирования перечня НИКН должен стать отбор объектов для включения в список ЮНЕСКО. Это означает большую ответственностью за сохранность объекта всемирного значения, а также так и высокую стоимостью подготовки номинационного досье и предварительных работ по реставрации и управлению. Например, в Дагестане хотя и признают выдающуюся значимость комплекса Кала-Корейш, республика не планирует в ближайшее время представлять кандидатуру, так как это потребовало бы "объемных финансовых затрат"[5].
Список объектов НИКН
Ниже приводится список НИКН, насчитывающий 54 объекта на 2016 год[6].
Здесь приводится список тех объектов, которые были обозначены ответственными экспертами как перепективные для включения в список ЮНЕСКО, но по какой-то причине не были еще выдвинуты регионами в рамках работы над НИКН.
↑ Национальный индекс культурного наследия является списком объектов, нуждающихся в поддержке государства. Проверено 6 октября 2016.
Национальный индекс культурного наследия присвоен 54 объектам в России. Проверено 6 октября 2016.
Национальный индекс культурного наследия присвоен 54 объектам. tvkultura.ru. Проверено 6 октября 2016.
Более половины регионов не спешат продвигать свои памятники в список Всемирного наследия ЮНЕСКО - Институт Наследия. Проверено 6 октября 2016.
Дагестан в текущем году не рассматривает возможность включения комплекса Кала-Корейш в список ЮНЕСКО - Институт Наследия. Проверено 6 октября 2016.
Институт Наследия присвоил Национальный индекс культурного наследия Большому Пскову : Псковская Лента Новостей / ПЛН. pln-pskov.ru. Проверено 6 октября 2016.
Гороховец предложили включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Российская газета. Проверено 30 сентября 2016.
Урванский некрополь в Кабардино-Балкарии может войти в список ЮНЕСКО - Институт Наследия. Проверено 30 сентября 2016.
↑Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок autogenerated2 не указан текст
Сканов монастырь достоин внесения в список ЮНЕСКО — эксперты - Институт Наследия. Проверено 30 сентября 2016.
Омская область не спешит включать Никольский собор в список ЮНЕСКО - Институт Наследия. Проверено 30 сентября 2016.
Центр Верхотурья претендует на попадание в список памятников Всемирного наследия Юнеско - Институт Наследия. Проверено 30 сентября 2016.
Мурманская область не спешит вносить свои объекты культурного наследия в список ЮНЕСКО - Институт Наследия. Проверено 30 сентября 2016.
Власти Иркутской области не спешат продвигать исторический центр Иркутска в список особо ценных объектов культурного наследия - эксперты - Институт Наследия. Проверено 7 октября 2016.