23-10-2023
|
|
Рафаэль Санти | |
Немая, 1507 | |
La Muta | |
Холст, масло. 64×48 см | |
Национальная галерея Марке, Урбино |
«Немая» (итал. La Muta) — условное название портрета неизвестной молодой женщины кисти Рафаэля, относящегося к флорентийскому периоду творчества художника.
Содержание |
Создание картины датируется 1507 или 1508 годом. Моделью Рафаэля обычно называют Елизавету Гонзага — жену герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро, или сестру герцога Джованну[1]. До 1631 года «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. В 1927 году картину вернули из Уффици в Национальную галерею Марке, на родину автора.
6 февраля 1975 года «Немая» вместе с «Сенигалльской мадонной» и «Бичеванием Христа» Пьеро делла Франчески была похищена из музея и переправлена за границу[2]. Спустя год Интерпол обнаружил все три картины в Локарно (Швейцария).
Девушка изображена сидящей в трёхчетвертном обороте. Она смотрит на зрителя справа налево, её волосы разделены в пробор — в этом сходство «Немой» и знаменитой «Моны Лизы» Леонардо[3]. Однако есть и отличия: фон портрета тёмный, а платье выписано с большей тщательностью. Руки модели опираются на невидимый парапет, в чём можно усмотреть влияние фламандского живописца Ганса Мемлинга[4], которое испытывал ещё учитель Рафаэля, Пьетро Перуджино.
Немая (Рафаэль).