Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Нижний Ландех

15-06-2023

Нижний Ландех

Нижний Ландех (Ивановская обл. Пестяковский р-он.)-старинное село расположенное на реке Ландех, находящееся в 16 км от административного центра Пестяки (посёлка городского типа) и в 10 км от поселка Мугреевский (Южский р-он).

История села

Село Нижний Ландех в настоящее время принадлежит к территории Пестяковского района Ивановской области (бывший Гороховецкий уезд Владимирской губернии). Село возникло на старинном торговом пути, связывавшем Москву, Суздаль, Владимир с Волгой и тогдашними крупнейшими поволжскими городами - Нижним Новгородом и Городцом.

Свое название село, очевидно, получило от реки Ландех, в нижнем течении которой оно располагается. Название реки, по мнению специалистов, имеет финно-угорское происхождение. Предание относит создание селения к концу XIV в.

В начале XV столетия Нижний Ландех уже имел статус села, так как в нем строилась первая деревянная церковь Рождества Богородицы. Создание храма легенда связывает с именем митрополита Киевского и Всея Руси Фотия. В 1411 г., чудом избежав татарского плена во время поездки из Владимира на Святое озеро (ныне - Южский район Ивановской области), Фотий в благодарность Богу и поставил храм в Нижнем Ландехе. При церкви остался служить священником Пахомий Болгарин, сопровождавший Фотия в поездке.

Первые достоверные сведения о Нижнем Ландехе относятся к 1609 г., когда царь Василий Шуйский жалует село князю Д.М. Пожарскому за воинские заслуги в борьбе с польско-литовскими захватчиками.

В 1611 г. вотчина у Пожарского была отобрана с помощью польских властей стольником Г. Орловым. Но вскоре взошедший на престол царь Михаил Федорович Романов вновь возвращает село Пожарскому. После смерти князя Нижним Ландехом владеют его сыновья Петр и Иван, затем - внук Юрий Иванович. После смерти последнего, вотчина становится дворцовой, а с 1682 г. до отмены крепостного права в 1861 г. последовательно принадлежит князьям Черкасским, графу В.Г. Орлову (брату фаворита Екатерины II Григория Орлова), состоявшему директором Академии Наук, графине С.П. Паниной, ее сыну А.Н. Панину, внучке С.А. Паниной, в замужестве Щербатовой.

В XVIII-XIX вв. село было чрезвычайно богатым и, по воспоминаниям современников, более напоминало городок с великолепными храмами и каменными домами. Крестьяне Ландеха славились состоятельностью.

Одним из основных здешних промыслов было коробейничество (офенство) - разъездная торговля красным товаром, т.е. тканями и галантереей. Этот вид деятельности процветал в селе до сер. XIX в., ландеховские офени освоили пути на Кавказ, Украину, даже в Балканские страны. Разбогатевшие крестьяне строили в селе большие каменные дома, выписывали модную мебель из Москвы, одевали жен и дочерей во французские наряды и дорогие меха.

Среди отходников (крестьянин, ушедший из основного места жительства на заработки) Нижнего Ландеха был известен торговец кожей Алексей Егорович Дубинин. Его сыновья Герасим, Василий и Макар построили в 1823 г. в Моздоке, на берегах Терека, первый в России завод по перегонке нефти на керосин. Их изобретение явилось началом развития в России и во всем мире новой отрасли хозяйства - нефтепереработки.

Во 2-й пол. XIX в. офенская торговля в селе стала вытесняться лавочной.

Среди жителей Нижнего Ландеха наиболее широкое распространение получили промыслы, приносившие большой доход - заготовка и обработка леса, изготовление саней, телег, бочек и кадок, колес, корыт, смолокурение и выработка скипидара.

Художественным промыслом стала вырезка киотов (в православии - застекленный ящик или шкафчик для хранения икон (божница)) и их золочение, изготовление резных иконостасов, чеканка. Киоты и иконостасы ландеховцы делали для продукции иконописных сел - Палеха, Мстеры и Холуя. В окрестностях Нижнего Ландеха изготовлялось по нескольку тысяч резных киотов в год. Но, к сожалению, в ХХ веке этот промысел сошел на нет.

Были в селе и свои иконописцы. В свое время из Нижнего Ландеха и округи выехали на постоянное жительство в Палех более 40 семей мастеров. Среди них были те фамилии, которые позднее заложили основы палехского искусства лаковой миниатюры, в частности - семья художников Голиковых.

Особенно выделялись среди мастеровых Владимирской губернии плотники из Нижнего Ландеха и округи, славившиеся непревзойденным умением рубить добротные дома и храмы удивительной красоты. Женщины села и его окрестностей занимались вышивкой-строчкой. Первым организатором строчевышивального производства, скупщиком и продавцом изделий мастериц, был местный крестьянин П. Нешин. Заказы на вышитые изделия поступали из Москвы, Перми, Нижнего Новгорода, Сибири. Впоследствии предпринимателей, открывших такое же дело, стало больше. Из-под иглы нижнеландеховских вышивальщиц выходили простыни, пододеяльники, подзоры, накидки для подушек, сорочки, полотенца, носовые платки.

Сельским хозяйством местные жители почти не занимались, держали лишь огороды и понемногу скотины, заготавливали сено, зерновых выращивали так мало, что хлеба иногда не хватало даже их семьям. Продукты, недостающие в хозяйстве, чаще всего покупали на стороне, на базарах, что состоятельные ландеховцы вполне могли себе позволить.

Одним из традиционных занятий жителей Нижнего Ландеха были сбор и сушка белых грибов, которые в изобилии росли в окрестных лесах. Считалось, что сушеные грибы из Нижнего Ландеха отличаются высоким качеством. Готовую продукцию ландеховцы отправляли в Москву, Нижний Новгород и другие города на Великий Пост, начиная торговать грибами сразу после Нового года. Эта торговля также приносила большие доходы.

По старому административному делению Нижний Ландех был волостным центром. В XIX веке здесь располагались волостное правление и земские учреждения, работала церковно-приходская школа.

Настоящим украшением села по сей день служит уникальный, редкий по красоте ансамбль храмовых сооружений в стиле барокко. Богатое население Нижнего Ландеха могло позволить себе возведение таких церквей. В 1755-63 гг. был построен в селе храм Святой Троицы на месте сгоревшего деревянного, в 1774-75 гг. рядом поднялась колокольня. Комплекс довершила церковь Рождества Богородицы (1785-1805). В первой трети XIX в. храмы были окружены оградой с часовней.

Храмовый ансамбль Нижнего Ландеха, по мнению специалистов, самый яркий архитектурный комплекс Ивановского края. У стен церквей издавна располагалась торговая площадь.

Сейчас Нижний Ландех - тихий населенный пункт ивановской глубинки. Но его история, дела золотых рук жителей села привлекают к нему постоянное внимание исследователей-краеведов.

Ансамбль церквей Троицы и Рождества Богородицы

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ И ТРОИЦЫ. Расположен в центре села, на большом участке в форме прямоугольной трапеции, ограниченном четырьмя улицами. Та из них, которая подходит к участку с восточной стороны, расширяется, образуя перед комплексом небольшую площадь. Три его главных сооружения - церковь Троицы (1755-63), построенная вместо сгоревшего деревянного храма, церковь Рождества Богородицы (1785-1805) и колокольня (1774-75) - составляют уникальный, редкий по красоте ансамбль барочных зданий. Пространственную композицию и декор храмов в значительной мере определяют реминисценции нарышкинской архитектуры. В 1-й трети 19 в. была сооружена ограда (не сохр.) с воротами в стиле раннего классицизма, а в кон. 19 в. построены церковноприходская школа и часовня - обе в формах эклектики, как и небольшая пристройка к Троицкой церкви. Все здания комплекса кирпичные, Рождественская церковь и колокольня оштукатурены, остальные побелены по обмазке. Церкви Рождества и Троицы, поставленные, соответственно, в северной и южной частях участка, обращены апсидами к воротам — в сторону входа на территорию комплекса. Необычно расположение колокольни со стороны алтарных апсид храмов, с легким сдвигом к югу. С западной стороны между храмами находится небольшое здание церковноприходской школы, а слева от ворот на восточной границе участка - часовня. Храмы и колокольня, разные по объемам и силуэтам, эффектно открыты в сторону подъездной дороги. Храмовый комплекс Нижнего Ландеха - самый яркий по архитектуре культовый ансамбль области. Особую ценность имеют также сохранившиеся уникальные элементы внутреннего убранства храмов. Церковь Троицы - один из лучших в области барочных храмов типа восьмерик на четверике. Ярусная композиция основного объема состоит из высокого двусветного четверика, над которым поднимается широкий восьмерик, завершенный граненым куполом с характерным барочным изгибом, прорезанным четырьмя люкарнами. Над куполом, в свою очередь, возвышается восьмерик светового барабана, увенчанный крупной луковичной главой. Широкая просторная трапезная под высокой двускатной кровлей едва достигает половины высоты четверика, подчеркивая тем самым уходящие вверх ярусы храма. Прямоугольная с полукруглым выступом алтарная апсида завершена крутой барочной кровлей. Одинаковая высота этих двух объемов подчеркнута повтором профиля венчающего их развитого антаблемента (его своеобразный рисунок создается четырьмя рядами тяг, разделенных гладкими фризами). Для убранства фасадов характерно свободное обращение с ордерными формами, стремление усилить их декоративность. Значительно развиты базы членящих стены пилястр, активные раскреповки антаблемента над ними повторяют форму укрупненных капителей. Непринужденность обращения с ордерными формами проявилась и в устройстве овальных ниш-медальонов (для живописи), прерывающих в верхней части пилястры четверика. Окна всех объемов церкви — арочные, в каждом ярусе здания они объединены формой наличников. Последние имеют развитую венчающую часть своеобразного типа, с гребнями или бровками; в основе их лежат барочные формы. Крыльцо у входа на южном фасаде сделано в 1834 г. в формах классицизма, но с барочной по силуэту кровлей. Пристроенная в кон. 19 в. с запада теплая паперть предваряет вход в трапезную. В интерьере основного объема четверик отделен от восьмерика продольно ориентированным коробовым сводом с крупными распалубками окон второго света. Над восьмериком - восьмилотковый свод с узкими диагональными гранями. В апсиде - коробовые свод и конха. В обширном помещении трапезной с двумя мощными квадратными столбами - система коробовых сводов. Масляная живопись, сохранившаяся в храме, - характерное произведение сер. 19 в. в стиле классицизма. Имеются значительные утраты красочного слоя, цветовая гамма сильно загрязнена. Спокойные уравновешенные композиции, первоначальный колорит которых был построен на чистых, локальных тонах, напоминают станковую живопись. На южной и северной стенах композиции располагались в три яруса. Изображения евангелистов в верхнем ярусе отделены от свода гризайльной полосой орнамента. В среднем и нижнем ярусах, также разделенных гризайльным карнизом, помещены редкие для этого времени композиции "Вселенских соборов". На восточной стене алтаря написаны святые и "Жертвоприношение Авраама", на западной - сцены "Страстей". В росписи выделяются небольшие, отличающиеся ясностью рисунка гризайльные композиции над дверными проемами, изображающие букет цветов и беседку. Типичная для кон. 19 в. роспись трапезной выполнена в позднеакадемической манере. Своды заняты композициями на евангельские темы и из жития Николая Чудотворца. На восточной стене - необычная сцена "Покаяния", где изображены Христос, царь Давид, мытарь и блудный сын. Главный четырехъярусный иконостас - интересный памятник 1-й пол. 19 в. в формах зрелого классицизма с элементами псевдоготики. Иконы утрачены. В первом ярусе царские врата (утр.) с кессонированной конхой фланкировали две конструкции типа портиков, между пилястрами которых размещались иконы двух чинов (верхние в виде стрельчатых арочек). Оригинальна трактовка низкого второго полуяруса: между укороченными пилястрами с кронштейнами помещены полуциркульные арки, заполненные резьбой, включающей листья аканта и розетки. В четвертом ярусе овальные иконы в изящных картушах чередовались с прямоугольными. В центре помещалось "Воскресение" (?), увенчанное аркой с исходящими от нее лучами. Позолоченная резьба ярко выделяется на основном голубом фоне иконостаса. Придельные иконостасы трапезной (оба сохранились фрагментарно) выполнены в 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Церковь Рождества Богородицы - наиболее значительная и монументальная постройка ансамбля. Над стройным трехсветным четвериком под четырехскатной кровлей возвышаются пять крупных луковичных чешуйчатых глав на легких граненых барабанах. В объемной композиции существенную роль играет высокая трехчастная алтарная часть из граненых апсид, завершенная широкой, также трехчастной купольной кровлей. Впечатлению стройности и вертикальной устремленности храма способствуют высокие арочные окна, расположенные в пять осей на всех фасадах четверика. Особую нарядность восточному фасаду придают круглые окна второго света в апсидах. Каждый простенок на фасадах четверика и апсид зрительно облегчен парой узких пилястр с коринфскими капителями классических форм, хотя сами пилястры, вытянутые на всю высоту объемов, напоминают ордерные формы нарышкинского барокко. Над каждой парой антаблемент раскрепован в соответствии с традициями елизаветинского барокко, однако выступы раскреповок невелики, а лепной декор храма стилистически относится уже к раннему классицизму. Это гирлянды под проемами верхнего света четверика и апсид, помещенные на накладных досках, угловые розетты оконных ниш, волнообразный фриз в антаблементе четверика и алтарной части. Интерьер храма представляет собой великолепное высотное архитектурное пространство, расчлененное крещатыми столбами (квадратные со слегка вынутыми углами) на 9 ячеек, перекрытых крестовыми сводами (центральная и угловые прорезаны кольцами световых барабанов). Барабаны, восьмигранные снаружи, внутри становятся цилиндрическими. Грандиозное внутреннее пространство храма поражает великолепием своего убранства. Лепнина, выполненная под влиянием классицизма, масляная роспись и иконостас в духе барокко, гармонично сочетающиеся друг с другом, образуют замечательный ансамбль, который отличается единством замысла и высоким художественным уровнем исполнения. Это уникальное произведение русского монументального искусства 2-й пол. 19 в., не имеющее аналогий среди одновременных ему памятников Ивановской обл. Богатый лепной полихромный декор, окрашенный в темно- и светло-охристые, зеленые, голубые и вишневые тона, и позолоченный иконостас играют ведущую роль в убранстве. Профилированные вертикальные штукатурные тяги усиливают динамичность интерьера. Они окаймляют узкие вертикальные ниши, членящие плоскость стен и объединяющие оконные проемы трех светов, подчеркивают вынутые углы крещатых столбов. Ребра сводов и арки также обрамлены тягами, энергично расходящимися от розеток к углам сводов. Мощный антаблемент с крупными модульонами в сильно вынесенном карнизе и лепными херувимами во фризе проходит в основании свода. Аналогично решены капители столбов. Ярким декоративным акцентом в убранстве являются эффектные лепные капители в простенках под антаблементом и на столбах. Пластичные и нарядно раскрашенные, они включают изгибающиеся листья аканта, свисающие гирлянды, перевитые цветами, и головки херувимов в завершении. Карниз на стенах апсиды, декорированной вазонами, окрашен в желтые, синие и вишневые цвета. Сюжетные живописные композиции, помещенные в три яруса на боковых простенках и в пять — на западной стене, занимают второстепенное место в интерьере — довольно редкое явление для 2-й пол. 19 в. Утрачены многие композиции, особенно в нижней части стен. В поблекшем колорите превалируют розовые, серые и зеленоватые тона. В нишах в двух верхних ярусах написан гризайльный орнамент, а в нижнем висели иконы. Композиции по своей иконографии и стилю следуют традициям барочной живописи, что прослеживается в динамичном построении сцен, обрамленных кулисами, и разнообразных ракурсах персонажей в развевающихся одеждах. Иконографическая программа весьма своеобразна. В ней преобладают редко встречающиеся библейские сюжеты, архаичные для данного времени. В верхнем ярусе на боковых стенах и в трех нижних на западной написаны новозаветные композиции, в том числе сцены евангельских блаженств. Столбы расписаны в розовый цвет, "под мрамор". В алтаре сохранилась масляная живопись кон. 19 - нач. 20 в. в духе позднего академизма. Высокий четырехъярусный иконостас представляет собой оригинальное произведение, стилизованное в духе барокко. Необычна композиция этого монументального сооружения, занимающего не только восточную, но частично северную и южную стены четверика (завороты на боковых стенах продолжаются до восточных откосов оконных ниш). Центральная часть во всю высоту отмечена трапециевидной в плане нишей, которая фланкирована выступами в две оси. Вертикальные членения выявлены мощными колоннами (частью витыми, частью каннелированными), убранными гирляндами цветов, а также пилястрами на каннелированных постаментах. Крепованные антаблементы имеют арочные изгибы-архивольты, акцентирующие прясла иконостаса во всех ярусах. Большая часть икон в затейливых барочных обрамлениях утрачена, сохранившиеся выполнены в кон. 18—2-й пол. 19 в., некоторые имитируют древнерусскую живопись 17-18 вв. В первом ярусе были иконы двух чинов. Убранство иконостаса дополняют резные гирлянды на пилястрах и картуши, выполненные в несколько плоскостной манере. Над престолом ранее была резная сень. Колокольня. Своеобразный памятник барокко, в ярких декоративных формах которого отразилось влияние народного зодчества. Состоит из трех квадратных в плане четвериков: первый ярус - приземистый, почти глухой, с небольшим дверным и одним оконным проемом; два верхних, с арками звона, нарастают по высоте. Необычен переход от верхнего четверика к восьмигранному шатру - без промежуточного восьмерика шатер врезан в четырехскатную кровлю колокольни. На каждой грани шатра - три ряда слухов; в первом ряду их наличники имеют килевидные завершения, в верхних - крутые щипцовые. Ордерный декор ярусов колокольни применен с необычайной свободой. Узкие вытянутые пилястры поставлены попарно на флангах фасадов. В первом ярусе дополнительные "висячие" и разорванные филенками пилястры (более широкие, чем боковые) занимают всю свободную от проемов плоскость стены. Антаблементы имеют неканоническое строение и во втором ярусе удвоены. Особое своеобразие и подчеркнутую нарядность придают колокольне часто расположенные на пилястрах небольшие фигурные филенки, образующие на фасадах вертикальные орнаментальные ленты, которые подчеркивают столпообразную композицию и стройность этого сооружения. От входа наверх ведет каменная внутристенная лестница, со второго яруса ее сменяет деревянная. Ворота служили главным (восточным) въездом на территорию. Одновременны и аналогичны по формам въездным воротам кладбищенской церкви Трех Святителей в этом селе. В их композиции и декоре объединены формы барокко и классицизма. В базах, капителях и карнизных плитах применен белый камень; створки ворот и калиток, как и звенья примыкавшей ранее к пилонам ограды, выполнены из кованого железа. Поздняя штукатурка кон. 19 в. огрубила формы декора, а профилированные тяги измельчили первоначальные профили, выложенные из кирпича. Сооружение представляет собой трехпролетную композицию ступенчатого силуэта, состоящую из высокой центральной въездной части с крупной полуциркульной аркой и пониженных боковых, с арочными калитками. Все четыре пилона ворот оформлены сдвоенными колоннами тосканского ордера, которые поддерживают сильно вынесенные раскреповки антаблемента. Со стороны улицы колонны поставлены с отступом от стен, а со двора им соответствуют трехчетвертные. Часовня расположена на одной оси с колокольней. Ее не лишенный монументальности объем заметно выступает на площадь за линию утраченной ограды. Фасады побелены по кирпичу. Завершение утрачено. К западному фасаду сделана деревянная пристройка. Небольшое культовое сооружение типа восьмерик на четверике с декором в русском стиле. Квадратный в плане четверик имеет нетрадиционно расположенные оконные проемы в западной и восточной стене, тогда как южная стена глухая, а дверь - на северном фасаде. Крупные лопатки поставлены на флангах с широким выпуском угла, и вся угловая раскреповка акцентирована над карнизом композицией из треугольного и двух килевидных кокошников. Фриз в несколько рядов полочек изогнут над проемами в виде широкого архивольта. Глухие грани низкого восьмерика украшены перспективными нишами-филенками с зубчатым верхом; в завершении граней - пологие щипцы. В декоре присутствуют также мелкие детали - нишки в угловых раскреповках и поребрик в завершении восьмерика. Интерьер перекрыт восьмилотковым сводом, переход к восьмерику - через тромпы. Церковноприходская школа - прямоугольное в плане здание под четырехскатной кровлей. Углы огибают широкие лопатки, на продольном западном фасаде одна более узкая лопатка делит стену на две неравные части - с одним и двумя окнами. На южном торце помещены два окна, на северном - вход. Окна украшены лучковыми сандриками-бровками с зубчиками, завершает фасады карниз с поребриком. Внутри два хорошо освещенных помещения.

Нижний Ландех.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06