Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Николаев, Пётр Петрович

21-10-2023

Эта статья входит в тематический блок
Толстовство
Российские сподвижники
П. Бирюков · Бодянский · В. Булгаков · Горбунов-Посадов · Гусев · Наживин · П. Николаев · Сулержицкий · Трегубов · Хилков · Хирьяков · Чертков
Зарубежные последователи
Арисима · Ганди · Ярнефельт · Кросби · Кониси · Мод · Токутоми
Библиография
Воскресение · Исповедь · В чём моя вера · Царство Божие внутри вас
Разное
Зелёная палочка · Определение Синода · Духоборы · Крестьяне-толстовцы
Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Пётр Петрович Николаев (1873—1928) — философ, развивавший идеи религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого.

Содержание

Биография

Из дворян, окончил Пажеский корпус, служил чиновником особых поручений при наместнике на Кавказе Шереметеве. Из-за несогласия с политикой царского правительства по отношению к выселенным на Кавказ духоборам вышел в отставку.

После ухода со службы занялся исследованием религиозно-философских проблем, издал ряд работ, в которых защищал свободу вероисповедания. В 1912 году уехал во Францию, жил в Париже, Ницце, где продолжал философскую деятельность. Наиболее известны труды П. П. Николаева: «Духовно-монистическое понимание мира». (Вып. VIII. Зеленая палочка, 1914) "Современные бедствия. Бессилие церкви, науки и политики. Разумное изложение сочинения «Понятие о боге как совершенной основе жизни» (Берлин, 1922), «Исследование нашего сознания» (Белград, 1929). Его книги переведены на немецкий, сербский, французский и др. языки.

П. П. Николаев вёл переписку с Л. Н. Толстым, Н. В. Поповым, Н. В. Троицким, Д. Маковицким и др.

Преследуемый царским правительством за свои философские и социально-политические убеждения, П. П. Николаев в 1904 году эмигрировал с женой и шестилетним сыном во Францию и в 1905 году осел в Ницце. Работал художником на керамической фабрике, писал и издавал философские сочинения.

Оценка

Труды П. П. Николаева высоко оценивали деятели русской культуры, в том числе Л. Н. Толстой, Н. А. Рубакин, С. В. Чертков и др.

Труды П. П. Николаева «Духовно-монистическое понимание мира». Вып. VIII. Зеленая палочка. (1914), «Понятие о Боге как о Совершенной Основе жизни (Духовно-монистическое мировоззрение)» (Женева, 1907), «Исследование нашего сознания» (Т. 1, 2. Женева 1915—1916), оказали значительное влияние на формирование мировоззрения толстовцев «второй волны» (1914—1938 гг.).

Труд «Духовно-монистическое понимание мира», развивавший метафизику толстовского учения в рукописном варианте был прочитан и одобрен Л. Н. Толстым. В предисловии от издательства в книге П. П. Николаева «Духовно-монистическое понимание мира» говорится: «Незадолго до своей смерти Лев Николаевич Толстой, знакомясь с этим трудом … много говорил о нем окружающим в самых сочувственных выражениях. Покидая „Ясную Поляну“ навсегда, он захватил это сочинение с собою и имел его в Астапове».

Вышедшая в 1914 году книга «Духовно-монистическое понимание мира» вызвала большой интерес толстовцев: она стала настольной книгой крестьян-толстовцев и предметом обсуждения на заседаниях толстовских интеллигентских кружков.

Работы П. П. Николаева были также высоко оценены Н. О. Лосским в его книге «Бог и мировое зло».

Семья

Сын Л. П. Николаев (1898—1954) — антрополог и анатом, профессор[1]

Литература

  • Е. Д. Мелешко, А. Ю. Каширин. Философия толстовства: Идея духовно-монистического миропонимания. Этическая мысль (ежегодник), 2001.

Ссылки

  • [1]

Примечания

  1. Журнальный зал | Союз Писателей, 2010 N12 | Лев Николаев — Под немецким сапогом

Николаев, Пётр Петрович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06