01-06-2023
Новая женщина — концепция Александры Коллонтай, российской революционерки и наиболее известного теоретика большевизма по женскому вопросу, описанная в одноименной статье 1913 года, (позже издаваемой в сборнике Новая мораль и рабочий класс, 1919). Считаются важной частью социалистической и феминистской мысли начала XX века.[1] В статье Коллонтай пишет о художественном творчестве Герхарта Гауптмана, Томаса Манна, Греты Мейзель-Хесс, Татьяны Щепкиной-Куперник. Истоки идеи происходят из мыслей Коллонтай о том, что объявить женщину равноправной не значит сделать её равноправной, что помимо совершения политических и экономических реформ, существует необходимость пересмотра отношений между полами. Коллонтай считала, что Октябрьская Революция и капитализм были необходимыми условием в создании и развитии типа новой женщины по всему миру.[1][2]
О новой женщине до Коллонтай писали Ж. Санд, Г. Ибсен, Н. Чернышевский, И. Тургенев. В англоязычной литературе первые упоминания новой женщины датируются новеллой Марии Эджуорт «Беллинда», 1801 и в романе Элизабет Браунинг «Аврора Ли», 1856.
Говоря о типе новой женщины, Коллонтай критикует традиционную роль женщины, которая способствует потребительскому отношению мужчины к женщине и использованию её для достижения личных целей.[3] В противоположность традиционной модели, новая женщина «отказывается играть второстепенную роль в обществе», «хочет быть полноправной и полноценной личностью»[4] Коллонтай пишет, что новую женщину наиболее всего отражают холостые женщины, в отличие от женщины прошлого, они не являются в первую очередь «женами» — тенями и дополнениями своих мужей.[3]
В своей статье Коллонтай говорит о новых качествах, которые должна воспитать в себе женщина:
Эти идеи Коллонтай так же описаны в её художественных произведениях — Женщина на переломе,1923 Любовь пчел трудовых, 1923 и повести Большая любовь, 1927.[1]
Новые идеи Коллонтай и её художественное творчество вызывали активную дискуссию в обществе[6] и нередко были подвержены идеологическим нападкам как потенциально вредные новому советскому обществу.[7] По сей день западные феминисты ставят работы Коллонтай в один ряд с работами Олимпии де Гуж и Симоны де Бовуар.[6]
Новая женщина.