Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Новые левые

21-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Новые левые — направление в политике, отождествляющее себя с левой идеей, но противопоставляющее себя традиционным компартиям и социал-демократамстарым левым»).

Термин «новые левые» использовался в названии британского журнала «New Left Review» («Новое левое обозрение»), издававшегося критическими марксистами Перри Андерсоном, Стюартом Холлом, Э. П. Томпсоном и был популяризован в «Письме новым левым» американского социолога Чарльза Райта Миллса[1].

Движение возникло в Западной Европе, США и Японии в 1960-х годах под влиянием анархистских и неомарксистских идей, в особенности философии Франкфуртской школы и Герберт Маркузе. Характеризуется критикой исторической роли рабочего класса и институциональных форм сопротивления. Включает в себя элементы энвайронментализма.

«Новые левые» выражали протест против бездуховности «общества потребления», обезличенности массовой культуры, унификации человеческой личности. Выступали за «прямую демократию», свободу самовыражения, нонконформизм.

Социальной базой «старых левых» был промышленный пролетариат, реже крестьянство. «Новые левые» считали, в том числе в связи с этим, «старых левых» устаревшими, и не имеющими перспектив, по крайней мере относительно стран Первого и Второго миров, в которых пролетариат и крестьянство все больше утрачивали свои позиции, уступая новым типам работников постиндустриального общества. Однако основная критика старых коммунистических и социал-демократических партий касалась их бюрократизма, догматизма, иерархичности, оппортунизма и претензий на роль единственного авангарда трудящихся классов.

Начав с ненасильственного протеста, к концу десятилетия некоторые «новые левые» перешли к экстремистской деятельности.

Особая субкультура «новых левых» была построена на отрицании существующих ценностей общества. Поэтому их культуру назвали «контр-культурой» — отрицанием культуры.

Они участвовали во всех массовых движениях «бурных 60-х» — за университетские свободы, гражданские права черных и других меньшинств (в США), но наиболее массовый характер приняло движение против войны во Вьетнаме.

Демонстрантка предлагает цветок военным полицейским во время «похода на Пентагон» против участия США в войне во Вьетнаме, 21 октября 1967 г.

С «новыми левыми» был тесно связан бурный рост таких движений, как хиппи, феминизма, защиты прав сексуальных меньшинств и др. К началу 1970-х годов в движении наступил идейный кризис, а с окончанием войны во Вьетнаме оно окончательно сошло на нет, оставив глубокий след в сознании поколения послевоенного «бэби-бума».

Взаимное влияние «новые левые» испытывали с некоторыми традиционными левыми движениями, занимавшими однозначно революционно-социалистические антикапиталистические позиции — маоистами, троцкистами, анархистами и т. д., участвовавшими в протестах 1960-х годов и воспринимавших идеи «новых левых».

Движение новых левых существенно повлияло на становление «зеленых» партий в Западной Европе, а также леворадикального терроризма 1970-х годов («Фракция Красной Армии» в ФРГ, «Красные бригады» в Италии, «Симбионтская армия освобождения» и «Уэзермены» в США, «Красная армия Японии» и т. д.). Многие современные левые отличаются от новых левых, в основном, только характерными для старых левых опорой на моральный консерватизм и отсутствием веры новых левых в прогресс.[2]


Новые левые в США

На рубеже 1950-х — 1960-х годов среди молодежи США становилось все больше тех, кто отвергал навязываемые обществом потребления ценности. Сначала ими были битники, а затем появились хиппи.

Во время Движения за гражданские права чернокожих в США тысячи молодых белых американцев отправились в расистские южные штаты, чтобы помочь чернокожим в борьбе против дискриминации. Именно они затем стали основой массовых протестных движений шестидесятых годов.

В 1960 году была создана организация «Студенты за демократическое общество» (англ.) (СДО). Среди ее участников были как весьма умеренные либералы, так и радикалы, в том числе анархисты. «Движение является сообществом бунтарей, обладающих общими радикальными ценностями» — так характеризовал СДО один из его лидеров Том Хейден.

Большое значение для радикализации студентов имели события, развернувшиеся осенью 1964 года в Университете Беркли в Калифорнии, где возникло «Движение Свободное Слово» (англ.) «Движение Свободное Слово» (Free Speech Movement), выступившее за демократизацию образования, участие студентов в управлении университетом и право на создание политических организаций в вузах. Тогда же в Университете Беркли появилось, а затем распространилось за его пределами движение «антиуниверситета» — teach-in (англ.). Его идея заключалась в переходе к образованию в форме свободной дискуссии на темы, которые официальное образование старалось не затрагивать (власть, личность и свобода, война, расизм и т. д.).

С 1965 г. СДО активно участвовало в движении против войны во Вьетнаме. Лидеры СДО старались разъяснять студентам, что антивоенные выступления неотделимы от выдвинутого прежде лозунга «власть — студентам!» и борьбы за переустройство университетов.

Организованные йиппи и «Национальным мобилизационным комитетом за прекращение войны во Вьетнаме» (National Mobilization Committee to End the War in Vietnam, сокращенно — MOBE) протесты во время съезда Демократической партии США в Чикаго в августе 1968 г. привели к столкновениям с полицией, которая действовала крайне жестко.

Только с октября 1968 года по май 1969 студенческие выступления охватили около 200 университетов США. К концу шестидесятых годов в США свыше 750 тысяч человек участвовали в «новом левом» движении (в том числе более 100 тысяч были членами СДО), а три миллиона американцев ему симпатизировали.[3]

Президент США Линдон Джонсон был уверен, что студенческие волнения 1968 года, охватившие как США, так и другие страны мира, являются результатом международного коммунистического заговора. Он приказал ЦРУ тщательно расследовать причины протестов, и 4 сентября 1968 г. директор ЦРУ Ричард Хелмс передал президенту доклад «Беспокойная молодежь». Вопреки ожиданиям Джонсона, никаких убедительных доказательств «контроля, манипуляции, спонсирования или финансовой помощи студентам-диссидентам со стороны коммунистических правительств обнаружено не было». Напротив, Хелмс подчеркивал, что молодежь с подозрением относится к «неандертальскому руководству большинства коммунистических партий, в том числе компартии США».[4]

Против радикальных «новых левых» была направлена осуществлявшаяся ФБР программа COINTELPRO.

Оказавшие влияние на движение

Представители новых левых

Связанные с новыми левыми

См. также

Примечания

  1. Letter to the New Left
  2. http://saint-juste.narod.ru/mtimes.htm
  3. СООБЩЕСТВО БУНТАРЕЙ: ОТ «РАЗБИТОГО ПОКОЛЕНИЯ» К РАЗБИТЫМ ВИТРИНАМ
  4. 1968: год великого перелома

Литература

  • Давыдов, Ю. Н. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. [Критич. анализ / Ю. Н. Давыдов, И. Б. Роднянская]. — М.: Наука, 1980.
  • Исследовательская и политическая программа культурных исследований // Философско-литературный журнал «Логос». — 2012. — № 1. — С. 14-79.

Ссылки

  • К ситуации новых левых,1968
  • Letter to the New Left, 1960
  • New Left Review website Articles, interviews and book reviews, with an archive going back to 1960.
  • Marxism-Humanism
  • Critique of Economic Reason: Summary for Trade Union and Other Left Activists
  • Krätke M. R. Otto Bauer (1881—1938) — Die Mühen des Dritten Wegs (нем.)
  • Русские дети Че Гевары и Джерри Рубина. «Новые левые» в России
  • «1968 год в свете нашего опыта»
  • На сайте истории леворадикальных движений(недоступная ссылка)

Новые левые.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06