Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Нож в воде

13-10-2023

Нож в воде
Nóz w wodzie
Жанр

драма

Режиссёр

Роман Полански

Продюсер

Станислав Зилевич

Автор
сценария

Якуб Голдберг
Роман Полански
Ежи Сколимовски

В главных
ролях

Леон Немчик
Иоланда Умецка
Зыгмунт Малянович

Оператор

Ежи Липман

Композитор

Кшиштоф Комеда

Кинокомпания

Творческое объединение «Камера»

Длительность

94 мин.

Страна

 Польша

Год

1962

IMDb

ID 0056291

«Нож в воде́» (польск. Nóż w wodzie) — первый полнометражный фильм режиссёра Романа Поланского, снятый в 1962 году в Польской Республике.

Содержание

Сюжет

В фильме всего три действующих лица — двое мужчин и женщина. Семейная пара отправляется на собственной яхте на прогулку по Мазурским озёрам. Случайно их путь пересекается с молодым человеком без гроша в кармане, которого супруги берут на яхту в качестве попутчика. Между двумя мужчинами возникает соперничество, и не в последнюю очередь за внимание женщины. Муж старается произвести на паренька впечатление своим гламурным образом жизни, статью и сноровкой. Как саркастически замечает ему жена, он подобрал паренька, чтобы «повыпендриваться» перед ним. Однако юноша не спешит занять подчинённое положение, и жена, кажется, симпатизирует ему. Появление незнакомца вскрывает скрытый разлом в отношениях супругов[1]. Всё чаще в кадре появляется нож, между мужчинами завязывается потасовка, один из них падает за борт…

В ролях

Производство

Режиссёр говорит, что идею фильма ему с Ежи Сколимовским навеял сам мазурский пейзаж. Ни один из исполнителей главных ролей, кроме Немчика, не имел профессионального актёрского опыта. Иоланту режиссёр встретил в бассейне. Ему показалось, что это именно та девушка, которая выглядит в повседневных обстоятельствах неприметно, но, когда она в бикини, от неё нельзя отвести глаз[2]. Однако ко времени съёмок Иоланта набрала вес, и, как с юмором вспоминает Полански, ему приходилось устраивать её отношения с членами съёмочной группы в надежде, что «немного секса отвлечет ее от еды»[2]. Молодого человека Полански хотел сыграть сам, но друзья отговорили его от этой идеи; тем не менее персонаж говорит голосом режиссёра. Джазовую мелодию к фильму написал Кшиштоф Комеда, а исполнил саксофонист Бернт Розенгрен.

Содержание

Психологический этюд «Нож в воде» снят в предельно лаконичных декорациях. В распоряжении режиссёра — три актёра, кажущееся огромным озеро, лодка и нож. Герои, как в зеркале, отражаются друг в друге, образуя своего рода эдиповский треугольник. Режиссёр рассматривает психологические грани ситуации, в которой персонажи оказываются отрезанными от окружающего мира:

Люди ведут себя более искренне, когда они изолированы. Представьте, что этот дом внезапно развалится на части и мы застрянем здесь месяца на два-три. Наша истинная природа вскроется, когда мы начнём биться за право позавтракать вон теми цветочками[3].

— Из интервью Р. Поланского

Скученность героев на крошечной яхте порождает чувство клаустрофобии, которая противопоставлена приволью озёрного простора. В их отношениях искусно поддерживается напряжение, женщина переходит на сторону чужака, зыбкая игра чувствами каждую минуту грозит выплеснуться насилием. В фильме выпукло выступают излюбленные Поланским темы — абсурдность ситуации, в которой оказывается главный герой, его униженность, заложенная в каждом человеке агрессия[4].

По словам Михаила Трофименкова, «дебютант Поланский проявил беспрецедентное, почти хичкоковское умение нагнетать тревожное ожидание, но, убрав криминальную составляющую, снял свою первую, виртуозную, извращенную и вневременную притчу о таящемся в человеке звере»[2].

Резонанс

Фильм, запечатлевший наметившееся в социалистическом обществе расслоение, вызвал нарекания Гомулки (по словам Поланского, во время предпремьерного показа тот запустил в экран пепельницей) и был запрещён к показу польскими цензорами, но получил большой резонанс за рубежом, вместе с феллиниевским шедевром «Восемь с половиной» выдвигался на «Оскар», кадр из него украсил обложку американского журнала TIME. В конце 1962 года британское издание Sight & Sound написало, что открытый финал с вопросительным знаком не уступает образности таких больших мастеров, как Бергман и Антониони.

Яхты на Мазурских озёрах

Награды

Номинации

Примечания

  1. В интервью Полански отмечал, что «истинное зерно драмы» заключено в отношениях супругов, в каком-то смысле студент служит лишь лакмусовой бумажкой.
  2. ↑ Ъ-Санкт-Петербург — «Нож в воде» не ржавеет
  3. Roman Polanski: Interviews. University Press of Mississippi, 2005. ISBN 9781578068005. Page 42.
  4. Knife in the Water Review. Movie Reviews — Film — Time Out London

Ссылки

Нож в воде.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06