13-10-2023
Нож в воде | |
Nóz w wodzie | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
94 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0056291 |
«Нож в воде́» (польск. Nóż w wodzie) — первый полнометражный фильм режиссёра Романа Поланского, снятый в 1962 году в Польской Республике.
Содержание |
В фильме всего три действующих лица — двое мужчин и женщина. Семейная пара отправляется на собственной яхте на прогулку по Мазурским озёрам. Случайно их путь пересекается с молодым человеком без гроша в кармане, которого супруги берут на яхту в качестве попутчика. Между двумя мужчинами возникает соперничество, и не в последнюю очередь за внимание женщины. Муж старается произвести на паренька впечатление своим гламурным образом жизни, статью и сноровкой. Как саркастически замечает ему жена, он подобрал паренька, чтобы «повыпендриваться» перед ним. Однако юноша не спешит занять подчинённое положение, и жена, кажется, симпатизирует ему. Появление незнакомца вскрывает скрытый разлом в отношениях супругов[1]. Всё чаще в кадре появляется нож, между мужчинами завязывается потасовка, один из них падает за борт…
Режиссёр говорит, что идею фильма ему с Ежи Сколимовским навеял сам мазурский пейзаж. Ни один из исполнителей главных ролей, кроме Немчика, не имел профессионального актёрского опыта. Иоланту режиссёр встретил в бассейне. Ему показалось, что это именно та девушка, которая выглядит в повседневных обстоятельствах неприметно, но, когда она в бикини, от неё нельзя отвести глаз[2]. Однако ко времени съёмок Иоланта набрала вес, и, как с юмором вспоминает Полански, ему приходилось устраивать её отношения с членами съёмочной группы в надежде, что «немного секса отвлечет ее от еды»[2]. Молодого человека Полански хотел сыграть сам, но друзья отговорили его от этой идеи; тем не менее персонаж говорит голосом режиссёра. Джазовую мелодию к фильму написал Кшиштоф Комеда, а исполнил саксофонист Бернт Розенгрен.
Психологический этюд «Нож в воде» снят в предельно лаконичных декорациях. В распоряжении режиссёра — три актёра, кажущееся огромным озеро, лодка и нож. Герои, как в зеркале, отражаются друг в друге, образуя своего рода эдиповский треугольник. Режиссёр рассматривает психологические грани ситуации, в которой персонажи оказываются отрезанными от окружающего мира:
Люди ведут себя более искренне, когда они изолированы. Представьте, что этот дом внезапно развалится на части и мы застрянем здесь месяца на два-три. Наша истинная природа вскроется, когда мы начнём биться за право позавтракать вон теми цветочками[3].— Из интервью Р. Поланского
Скученность героев на крошечной яхте порождает чувство клаустрофобии, которая противопоставлена приволью озёрного простора. В их отношениях искусно поддерживается напряжение, женщина переходит на сторону чужака, зыбкая игра чувствами каждую минуту грозит выплеснуться насилием. В фильме выпукло выступают излюбленные Поланским темы — абсурдность ситуации, в которой оказывается главный герой, его униженность, заложенная в каждом человеке агрессия[4].
По словам Михаила Трофименкова, «дебютант Поланский проявил беспрецедентное, почти хичкоковское умение нагнетать тревожное ожидание, но, убрав криминальную составляющую, снял свою первую, виртуозную, извращенную и вневременную притчу о таящемся в человеке звере»[2].
Фильм, запечатлевший наметившееся в социалистическом обществе расслоение, вызвал нарекания Гомулки (по словам Поланского, во время предпремьерного показа тот запустил в экран пепельницей) и был запрещён к показу польскими цензорами, но получил большой резонанс за рубежом, вместе с феллиниевским шедевром «Восемь с половиной» выдвигался на «Оскар», кадр из него украсил обложку американского журнала TIME. В конце 1962 года британское издание Sight & Sound написало, что открытый финал с вопросительным знаком не уступает образности таких больших мастеров, как Бергман и Антониони.
Фильмы Романа Поланского | |
---|---|
1960-е | Нож в воде (1962) • Отвращение (1965) • Тупик (1966) • Бал вампиров (1967) • Ребёнок Розмари (1968) |
1970-е | Макбет (1971) • Что? (1972) • Китайский квартал (1974) • Жилец (1976) • Тэсс (1979) |
1980-е | Пираты (1986) • Неистовый (1988) |
1990-е | Горькая луна (1992) • Смерть и девушка (1994) • Девятые врата (1999) |
2000-е | Пианист (2002) • Оливер Твист (2005) |
2010-е | Призрак (2010) • Резня (2011) |
Короткометражные | Велосипед (1955) • Зубастая улыбка (1957) • Разгоняем танцульку (1957) • Убийство (1957) • Два мужика со шкафом (1958) • Лампа (1959) • Когда падают ангелы (1959) • Толстый и худой (1961) • Млекопитающие (1962) • У каждого своё кино (2007) |
Нож в воде.