Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Норма (опера)

14-10-2023

Опера
Норма
Norma

Джулия Гризи в роли Нормы
Композитор

Винченцо Беллини

Автор(ы)
либретто

Феличе Романи

Источник сюжета

Драма «Норма, или Детоубийство» Александра Суме

Жанр

Лирическая трагедия

Количество действий

2

Год создания

1831

Первая постановка

26 декабря 1831 года

Место первой постановки

Милан, Ла Скала

Норма (итал. Norma) — лирическая трагедия в двух актах итальянского композитора Винченцо Беллини. Итальянское либретто Феличе Романи по трагедии Александра Суме (Alexandre Soumet) «Норма, или Детоубийство» («Norma, ossia L’infanticidio»).

Премьера состоялась в Милане в театре Ла Скала 26 декабря 1831 года.

Является превосходным образцом традиции бельканто. Заглавная партия — одна из самых трудных в репертуаре сопрано. Она была написана для Джудитты Пасты, также впервые спевшей Амину в «Сомнамбуле». Самой знаменитой Нормой XX века была Мария Каллас. Она исполняла её 89 раз, и сделала записи в 1954 и 1960 годах.

В наши дни партию Нормы исполняют Эдита Груберова, Анна Томова-Синтова, Галина Горчакова, Фьоренца Чедолинс, Джун Андерсон, Рене Флеминг. Димитра Теодоссиу

Содержание

Действующие лица

Поллион, римский проконсул тенор
Оровезо, верховный друид бас
Норма, дочь Оровезо, верховная жрица кельтов сопрано
Адальджиза, жрица при идоле Ирминсула сопрано
Клотильда, наперсница Нормы сопрано
Флавий, центурион, друг Поллиона тенор
Друиды, барды, ваты, жрицы, галльские воины. Действие происходит в покоренной римлянами Галлии

Либретто

Акт первый

Картина первая. Священная роща друидов

Винченцо Беллини

В рощу приходят друиды во главе с верховным жрецом Оровезо. Он просит богов благословить народ на войну против римлян и помочь Галлии сбросить ненавистное иго угнетателей. После ухода священников в роще появляется римский проконсул Поллион со своим центурионом Флавием. Поллион признается другу, что разлюбил верховную жрицу, дочь верховного друида Норму, которая ради него изменила своей религии, нарушила обет целомудрия и родила двух сыновей. Теперь сердцем Поллиона завладела молодая жрица Адальжиза, которую он недавно видел в храме. Заслышав звуки труб, созывающие кельтов к священному камню, римляне уходят. Торжественно входят жрецы и жрицы. Норма поднимается на помост для приношения жертвы богам. Во всеуслышание она обращается к богам и предсказывает падение власти римлян – такова воля богов (каватина «Casta Diva»). Перед священным камнем склоняются друиды. Все уходят. Остается Адальжиза. Она молит богов дать ей силы забыть Поллиона, которого она заметила в храме. Тем временем возвращаются Поллион и Флавий. Поллион клянется Адальжизе в любви и предлагает уехать с ним в Рим. Адальжиза в смятении.

Картина вторая. Покои верховной жрицы

Норма в глубокой скорби. Она делится опасениями со своей подругой Клотильдой. Норма догадалась, что Поллион оставил ее ради другой, но имени своей соперницы не знает. Входит Адальжиза. Она признается Норме в преступной любви к Поллиону, кается в том, что ради него готова нарушить обет целомудрия. Норма, сознавая, что она сама первая совершила такое же преступление, готова простить Адальжизу. Входит Поллион. Он объявляет Норме, что между ними все кончено и хочет увести Адельжизу. Но Адальжиза отталкивает римлянина. Она слишком чтит верховную жрицу, чтобы стать возлюбленной того, кто изменил ей.

Акт второй

Картина первая. Покои верховной жрицы

Охваченная отчаянием Норма склонилась над колыбелью своих детей. Она задумала лишить их жизни. Но чувство материнской любви одерживает верх над ненавистью к их отцу. Входят Клотильда и Адальжиза. Норма готова отказаться от Поллиона. Она просит Адальжизу стать матерью ее и Поллиона детям и забрать их в Рим. Но Ададьжиза не хочет быть предательницей. Она пойдет к Поллиону и напомнит ему о его долге перед Нормой.

Картина вторая. Священная роща друидов

Галльские воины ожидают сигнала к началу восстания против римлян. Пришедший Оровезо вдохновляет их.

Картина третья. Придел Ирминсула в храме друидов


Норма ожидает возвращения Адальжизы. Но вместо нее приходит Клотильда. Разговор Адельжизы с Поллионом не принес положительных результатов. Римлянин непреклонен – он навсегда покидает бывшую возлюбленную. В храм входят воины и Оровезо. Норма ударяет мечом по бронзовому щиту, давая тем самым сигнал к началу восстания. За стенами шум и крики. В храм приводят Поллиона. Он пытался совершить святотатство – похитить из храма жрицу-девственницу. Ему угрожает смерть. Норма требует оставить их наедине. Она предлагает Поллиону спасение, если он откажется от Адальжизы и вернется к ней. Но Поллион предпочитает смерть. Возвращается Оровезо с воинами. Норма приказывает сложить костер – на нем погибнет нарушительница обета – истинная виновница всего. Воины требуют назвать ее имя. Норма открывает правду – это она, верховная жрица, нарушила обет целомудрия. Она поручает Оровезо заботиться о ее сыновьях и вырастить их воинами. За пределами храма разгорается пламя костра. Норма прощается с отцом. Поллион пытается ее остановить, но жрица непреклонна. Тогда Поллион принимает решение разделить участь Нормы. Они вдвоем восходят на костер.

Известные арии и фрагменты

  • Sinfonia
  • Casta diva, каватина Нормы (Act I)
  • Sola, furtiva al tempio, дуэт Нормы и Адальжизы (Act I)
  • Ah! di qual sei tu vittima, трио Нормы, Адальжизы и Поллиона (Act I)
  • Teneri figli, ариозо Нормы (Act II)
  • Deh, con te, con te li prendi, дуэт Нормы и Адальжизы (Act II)
  • Guerra, guerra! le galliche selve, хор (Act II)
  • In mia man alfin tu sei, дуэт Нормы и Поллиона (Act II)
  • Deh! non volerli vittime, финал Act II

Дискография

Литература

Оперные либретто. – М., 1954.

Ссылки

  • Синопсис на сайте Бельканто
  • Мария Каллас поет «Каста Дива» на Youtube
  • Полный текст либретто в оригинале
  • Полный текст либретто оперы «Норма» на русском языке

Норма (опера).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06