04-05-2023
ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» | |
Тип | |
---|---|
Год основания | |
Расположение |
Новосибирск (Россия) |
Ключевые фигуры |
Калиновский Андрей Владимирович — генеральный директор, |
Отрасль |
Производство авиационной техники |
Оборот |
▲6,837 млрд руб.(2011) |
Чистая прибыль |
▼чистый убыток 1,196 млрд руб.(2011)[1] |
Число сотрудников |
5 941 чел. |
Сайт |
www.napo.ru Награды: |
Новосибирское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова — авиастроительная компания, расположенная в Новосибирске.
Одно из крупнейших самолётостроительных предприятий России. Крупный пакет акций НАПО (74,5 %) принадлежит ОАО "Компания «Сухой», 25,5 % акций принадлежит ОАО «ОАК».
Содержание |
31 июля 1931 года на окраине Новосибирска был заложен завод горного оборудования, а в 1936 году постановлением Совета Труда и Обороны заводу был определён новый профиль — самолётостроение. 4 ноября 1937 г. на заводе поднялся в воздух первый построенный самолёт И-16. Потом были созданы такие известные типы самолётов как Як-3, Як-7, Як-9.
В декабре 1939 г. заводу присвоено имя Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова.
В годы Второй мировой войны из цехов завода вышел каждый третий истребитель «Як», построенный в СССР. Практически в военные годы завод выпускал в день до 33-х самолётов (полк в день).
В послевоенные годы завод выпускал реактивные истребители-перехватчики МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-28П. Предприятие, известное ранее как завод № 153 и Новосибирский авиационный завод (НАЗ), начало тесно сотрудничать с ОКБ Сухого и с конца 50-х годов осуществляло выпуск истребителей перехватчиков Су-9, Су-11 и Су-15.
С 1972 года начался выпуск фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Су-24 и в последующие годы его модификаций Су-24М, Су-24МР. В варианте Су-24МК самолёт экспортировался в ряд стран Ближнего Востока и Африки (Алжир, Сирия и др.).
В конце 1980-х годов на предприятии приступили к производству постановочной серии новейшего многофункционального самолёта 4-го поколения — Су-27ИБ, которому затем было присвоено обозначение Су-32. Этот самолёт создавался в ОКБ П. О. Сухого под руководством генерального конструктора М. П. Симонова и главного конструктора Р. Г. Мартиросова. 18 декабря 1993 года состоялся первый полёт серийного Су-32.
С 1991 года НАПО приступило к реализации конверсионной программы производства современных гражданских самолётов. Летом 1994 года на аэродроме НАПО начал полёты первый лётный экземпляр самолёта Ан-38-100, разработанного коллективом ОКБ им. О. К. Антонова, а в декабре 1994 года поднялся в воздух второй лётный экземпляр. Для новосибирского завода это тем более символично, что ОКБ им. О. К. Антонова в послевоенные годы было создано на территории завода. Именно здесь был спроектирован и выполнил первые полёты знаменитый Ан-2.
Теперь почти полвека спустя на этом же заводе получил путёвку в жизнь Ан-38-100 — современный грузопассажирский самолёт для местных воздушных линий, который предназначен для замены морально и физически устаревших Ан-2, Ан-28, Л-410 и частично Ан-24 и Як-40.
В 2005 году новосибирские авиастроители подписали контракт с Минобороны РФ на производство ударного самолета Су-34. С 2006 года началась серийная поставка этих машин в ВВС России.
ОАО «НАПО им. В. П. Чкалова» вошло в структуру ОАО «Компания „Сухой“» в сентябре 2003 года в соответствии с Указом Президента РФ от 26.10.2001 № 1252 «О создании открытого акционерного общества «Авиационная холдинговая компания „Сухой“»» и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 929 «О мерах по созданию открытого акционерного общества «Авиационная холдинговая компания „Сухой“»».
Перед Великой Отечественной войной на заводе работал Алексей Гаранин — будущий Герой Советского Союза.
Большой вклад в развитие и успешную деятельность завода внес Василий Степанович Слуев, прошедший путь от рядового сотрудника (в годы Великой Отечественной войны) до главного инженера завода (в послевоенное время).
1 Годовой отчет ОАО НАПО им. В.П. Чкалова» за 2011 г.
ОАО НАПО им. Чкалова.