19-06-2023
Оборонно-промышленный комплекс России (Вое́нно-промы́шленный ко́мплекс, ВПК, ОПК) — совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций[1] и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт.
В 2007 году объём реализации ОПК России составил $18,6 млрд, из них $11,6 млрд приходилось на государственный заказ, $7 млрд — на экспорт.[2]
В оборонной промышленности России работают около 2,5 — 3 млн человек.[3]
Содержание |
С 2000 по 2007 годы объём реализации российского ОПК увеличился в 3,7 раза, в том числе госзаказ — в 6,4 раза, экспорт — в 2,2 раза.[2]
В 2005 году объём производства на предприятиях ОПК увеличился примерно на 10 %.
В 2009 году объём производства в российском ОПК вырос примерно на 10 %.[4]
В ведении Российской Федерации находятся: м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;— Статья 71, Конституция России
В апреле 2000 года был подписан указ президента России В. В. Путина, согласно которому государственный посредник в сфере ВТС компания «Российские технологии» была включена в состав другого посредника — компании «Промэкспорт». Это был первый шаг к объединению государственных посредников в сфере ВТС.[5]
23 октября 2000 года Путин подписал указ, который снял ограничения, запрещавшие передачу более 10 % акций государственных предприятий ОПК в управление головным фирмам холдингов. Снятие данных ограничений позволило правительству начать образование концернов в сфере ОПК.[5]
4 ноября 2000 года Путин подписал указ об объединении двух посредников в сфере ВТС — компаний «Промэкспорт» и «Росвооружения». В результате был образован единый посредник — компания «Рособоронэкспорт». Руководитель «Росвооружений» А. Огарев был снят со своей должности. Бывший заместитель директора «Промэкспорта» А. Бельянинов был назначен главой «Рособоронэкспорта», бывший руководитель «Промэкспорта» С. Чемезов — заместителем генерального директора «Рособоронэкспорта». Чемезов и Бельянинов являлись бывшими сослуживцами Путина по ПГУ КГБ СССР.[5]
1 декабря 2000 года Путин подписал указ, согласно которому был образован Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС) — федеральный орган исполнительной власти по регулированию и контролю за экспортом вооружений. Руководителем КВТС был назначен М. А. Дмитриев. Кураторство со стороны государства за военно-техническим сотрудничеством было передано от подчинённого председателю правительства М. Касьянову Минпромнауки России к Минобороны, напрямую подчиняющемуся президенту России Путину.[5]
17 октября 2001 года Путин отправил в отставку главу Минпромнауки России А. Дондукова. Вместо него на должность министра был назначен вице-премьер И. Клебанов.[5]
29 октября 2001 года Путин подписал указ № 1252, согласно которому была образована авиационная холдинговая компания «Сухой», полностью находящаяся в госсобственности. Позже в АХК «Сухой» были переданы крупные пакеты акций ОКБ Сухого, НПК «Иркут» и ТАНТК имени Бериева. Также согласно указу были акционированы Комсомольское-на-Амуре авиапроизводственное объединение и Новосибирское авиапроизводственное объединение с передачей большей части их акций в АХК «Сухой».[5]
В ноябре 2001 года в ходе заседания комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Путин потребовал привести в порядок сферу послепродажного обслуживания российской военной техники и поставок запасных частей.[5]
23 апреля 2002 года Путин подписал указ, согласно которому был образован холдинг на основе концерна «Антей» и НПО «Алмаз». В холдинг были включены несколько десятков российских предприятий, разрабатывающих и производящих системы ПВО и ПРО. Холдингу были переданы основные предприятия, относящиеся до этого к группе «Оборонительные системы».[5]
В апреле 2003 году президент России В. В. Путин заявил, что в последнее время были предприняты ряд мер по оптимизации системы ВТС. В частности, была усовершенствована нормативно-правовая база. Кроме того, стала более эффективной координация действий властей в сфере ВТС, благодаря чему удалось снять избыточные ведомственные барьеры и повысить результативность.[6] В том же месяце Путин назначил А. Бурутина своим советником по вопросам военно-технической политики. В ведение Бурутина попали сферы государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества и реформы ВПК.[5]
В 2004 году КВТС был реорганизован в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству при министерстве обороны РФ, а Госкомоборонзаказ — в Федеральную службу по оборонному заказу при министерстве обороны РФ.[5]
В 2006 году была утверждена российская государственная программа развития вооружений на 2007-2015 годы, предусматривающая закупку и разработку боевой техники (военно-транспортной авиации, космических средств, автотранспорта, бронетехники, ПРО и ПВО, судов и подводных лодок) для армии России. На финансирование этой программы в общей сложности за время её действия будет выделено 4,9 трлн рублей.
В 2006 году была образована Военно-промышленная комиссия при правительстве России. На комиссию были возложены задачи по реализации государственной военно-промышленной политики и вопросы военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.
1 марта 2007 года указом президента России В. В. Путина единым государственным посредником в военно-техническом сотрудничестве стал «Рособоронэкспорт», а производители вооружений лишились права экспорта конечной продукции.[7]
11 сентября 2007 года первый вице-премьер С. Б. Иванов сообщил, что ОПК России переходит на заключение долгосрочных (сроком более 3 лет) контрактов. Ранее контракты заключались на один год. Это нововведение было связано с переходом России на трёхлетний госбюджет.
В 2009 году государство около 6 млрд рублей выделило в виде субсидий на текущее кредитование предприятий ОПК, 60 млрд рублей — в виде взносов в уставные капиталы предприятий. За тот же год было выдано 76 млрд государственных гарантий для этих предприятий. В 2009 году был усилен темп реализации программы по повышению качества продукции предприятий ОПК.[4] Общий объём государственной поддержки предприятий ОПК за 2009—2010 годы составил около 220 млрд рублей.[8]
В начале 2011 года была в основном завершена структурная реформа ОПК. В новую структуру вошли 50 интегрированных структур, на которые приходится 60 % продукции ОПК.[9]
Российские компании ОПК: «Ростехнологии», Оборонпром, Моторостроитель, Уралвагонзавод, Ижевский машиностроительный завод, Мотовилихинские заводы, Нижегородский машиностроительный завод, Воткинский завод и другие.
Компания | Выручка от реализации, млн руб. | Год отчетности |
---|---|---|
ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“» в т.ч.: | 127 432 | (2011)[10] |
ОКБ «Новатор» | 8538.1 | (2009) |
ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» в т.ч.: | 114000 | (2009) |
ОАО «АХК „Сухой“» | 49100 | (2009) |
ОАО «НПК „Иркут“» | 36806.7 | (2009) |
ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» в т.ч.: | 72347 | (2009) |
ОАО «Уфимское моторостроительное ПО» | 20014 | (2009) |
ОАО «НПО Сатурн» | 15779 | (2007)[11] |
ОАО «Вертолёты России» | 57674.1 | (2009) |
ОАО НПК «Уралвагонзавод им. Дзержинского» | 36272.4 | (2009) |
ОАО «Корпорация „Тактическое ракетное вооружение“» | 31367.5 | (2009) |
ОАО ПО «Севмашпредприятие» | 21160.8 | (2009) |
ОАО «Корпорация „Аэрокосмическое оборудование“» | 20966 | (2007).[11] |
ФГУП «ММПП Салют» | 16513.2 | (2009) |
ФГУП «КБ приборостроения» | 12680 | (2007)[11] |
ОАО СЗ «Северная верфь» | 10719.5 | (2009) |
Группа «Мотовилихинские заводы» | 8200 | (2009) |
ОАО «Курганский машиностроительный завод» | 4855 | (2009) |
ОАО «ПО «УОМЗ» | 3828.5 | (2009) |
В начале 1990-х годов гособоронзаказ был резко сокращён, что привело к резкому ухудшению положения многих предприятий ОПК. В 1990-х годах платежи за поставленную по госзаказу продукцию часто задерживались. В 1996 году гособоронзаказ был профинансирован примерно на 50 %, в 1997 году — на 21 %.
В 2000 году в рамках гособоронзаказа на закупку военной техники было выделено 46 млрд рублей, в 2001 году — 57 млрд рублей, в 2002 году — 79 млрд рублей, в 2003 году — 111 млрд рублей.[5]
В 2004 году государственный оборонный заказ достиг около 136 млрд рублей ($4,7 млрд),[5] сравнявшись по объёму с поставками вооружений на экспорт.
С 2005 года гособоронзаказ увеличивался на треть ежегодно.
В конце 2009 года российский ОПК поставил Ракетным войскам стратегического назначения первое боевое подразделение подвижных ракетных комплексов РС-24 «Ярс», оснащенных разделяющимися головными частями.[12]
Объёмы государственных закупок новой военной техники на 2010 год планировались в размере 375 млрд рублей.[13] За 2010 год в российские войска были поставлены 20 тыс. единиц вооружения и военной техники, в том числе 27 баллистических ракет стратегического назначения, 34 стратегические крылатые ракеты, 6 космических аппаратов, 21 самолёт, 37 вертолётов, 19 ЗРК, 61 танк, 325 боевых бронированных машин.[14]
Была принята Государственная программа вооружений на период 2011-2020 годов, на реализацию которой предусмотрено более 19 трлн рублей.[14]
Доля России на мировом рынке вооружений составляет 23 %, и уступает только доле США (32 %)[15].
В 1995—2001 годах экспорт российских вооружений составлял около $3 млрд ежегодно.[16] Затем он начал расти, составив в 2002 году $4,8 млрд,[6] в 2003 году — $5,0 млрд,[5] а в 2004 году превысив $5,5 млрд.[16][17]
В 2005 году объём экспорта вооружений достиг $6,1 млрд — рекордной величины за весь постсоветский период.[18] В 2006 году экспорт составил $6,4 млрд.[16][17]
Объём российского экспорта продукции военного назначения в 2009 году превысил 260 миллиардов рублей (8,8 млрд долларов)[19].
По итогам 2011 года военный экспорт составил около 12 миллиардов долларов [20].
Согласно данным СИПРИ, доля поставкок боевых самолетов в период 2005—2009 гг. составил для России 40 % от общего объёма экспорта[21], согласно данным Рособоронэкспорта эта доля составляет примерно 50 % от объема всех продаж российских вооружений[22].
В 2006 году на долю поставок для ВВС приходилось 50 % объёма экспорта российских вооружений, для ВМС — 27 %, для сухопутных войск — 11 %, для ПВО — 9 %.[17]
В 2004 году Россия экспортировала вооружения в 57 стран, в 2005 году — в 61 страну, в 2006 году — в 64 страны.[17] В 2009 году Россия имела военно-техническое сотрудничество более чем с 80 государствами мира, и осуществляла поставки продукции военного назначения в 62 страны[23]
Россия имеет многомиллиардные контракты на поставку вооружений и продукции двойного назначения с Индией[24][25][26], Венесуэлой[27], Китаем [26][28], Вьетнамом[29][30], Алжиром[26], Кувейтом[31], Грецией[32], Ираном[33], Бразилией[34], Сирией, Малайзией, Индонезией.
В 2005 году Россия подписала контракты на экспорт вооружений на сумму $6,9 млрд, в 2007 году — около $10,5 млрд.[7]
На начало 2006 года объём экспортного портфеля заказов в ОПК России составлял $22 млрд.
По итогам 2009 года, портфель заказов «Рособоронэкспорта» вырос с 22 до 32 млрд долларов.[35]
Оборонно-промышленный комплекс России.