Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Общество механических заводов братьев Бромлей

24-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Общество механических заводов братьев Бромлей
Год основания

1896

Основатели

Э. Бромлей, Ф. Бромлей

Бромлей братьев Общество (Общество механических заводов братьев Бромлей) — металлообрабатывающее и машиностроительное предприятие в Российской империи, одно из наиболее крупных в стране.

История

Создано в 1896 году. Правление Общества находилось в Москве в собственном доме на Малой Калужской улице, в 1913 году (по другим сведениям — в 1914) было переведено в Петербург. Оценивашийся при создании Общества в 1 500 000 рублей основной капитал Общества в 1913 году достиг 3 000 000 рублей, а в 1916 году — 6 000 000 рублей.

Англичане Эдуард Иванович (род. 1830) и Фёдор (Фридрих) Иванович (род. 1838) Бромлеи, принявшие русское подданство выходцы из Ганновера, в 1857 году открыли в Москве, на Щипке в Замоскворечье небольшую механическую мастерскую. В мастерской изготавливали столярные инструменты — топоры, пилы, молотки, сельскохозяйственные орудия — серпы, косы, затем небольшие (3—35 л.с.) паровые машины. В 1864 году Бромлеи для расширения производства приобрели у Калужской заставы напротив Нескучного сада земельный участок площадью 10,5 га, где к началу 1870-х годов возвели два больших двухэтажных корпуса. В 1878 году были построены сборочные мастерские.

В 1869 году было учреждено Товарищество «Братья Э. и Ф. Бромлей». В 1881 году Товарищество было преобразовано в Торговый дом (товарищество на вере) «Братья Бромлей и Ко» с теми же учредителями, паи в Товариществе имели Эмилий (Альберт) Иванович (1835—1900), Наталья (Иоганна) Эдуардовна, Егор (Георгий-Фердинанд) Эдуардович (род. 1859) Бромлеи и Мария Эдуардовна Адамова.

Реклама завода Н. Э. Бромлея, 1898 год.

В 1889 году значительная часть капитала Товарищества была передана Эдуардом Бромлеем своему сыну Николаю (Карлу) Бромлею (род. 1862) для организации самостоятельного предприятия. К 1892 году был построен новый корпус механического отделения. В 1896 году новое предприятие было продано учреждённому в этом же году Обществу братьев Бромлей. Бромлеи остались совладельцами предприятия, Фёдор и Эмилий Бромлеи вошли в состав его правления, а окончивший Императорское московское техническое училище Егор Бромлей в 1899, 1903, 1915 годах назначался директором-распорядителем Общества. Пользовавшаяся известностью в торгово-промышленном мире фамилия Бромлей была сохранена в названии Общества, как торговая марка и знак высокого качества и надёжности изделий.

В 1896 году завод Общества занимал территорию площадью 15 тыс.  м² между Малой Калужской улицей и Бахметьевым переулком (Серпуховской части) близ Донского монастыря, на которой было расположено 13 строений. В 1879 году объём производства составлял 376 тыс. рублей, а 1896 — свыше 1 млн рублей. Численность рабочих на предприятии с 10 человек в конце 1850-х годов возросла до 100 человек в 1863 году, а в 1896 году приблизилась к 1000 человек. При найме на предприятие Общества предпочтение имели выходцы из Тульской и Калужской губерний, областей с традиционно развитыми кустарной и заводской металлообработкой и механическими производствами, а также московские ремесленники. В 1870-х годах Обществом была открыта школа для 12—13-летних подростков для обучения литейным, токарным и слесарным профессиям.

К началу XX века завод имел 6 цехов, расположенных на площади 15,5 тыс. кв. м. В 1914 году из 37 заводских строений 25 было каменными. Работал водопровод. В 1915—1916 годах начал работать кузнечно-штамповальный цех. В 1916 году Общество арендовало участок площадью 2,3 тыс.  м² на Ризположенской площади под склад строительных материалов, в январе 1917 года приобрело у О. Ф. Бромлей участок на Донской улице.

На Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882) Общество представило паровую машину мощностью в 100 л.с. системы «Компаунд». К 1896 году производились паровые машины мощностью 4—300 л.с.; системы «Компаунд» (40—1500 л.с.); тройного и четырёхкратного расширения пара (до 2000 л.с.). Значительную часть продукции составляли небольшие паровые машины (4—12 л.с.), продававшиеся в рассрочку на 2—3 года и имевшие хороший сбыт в деревне.

С 1868 года на производстве Общества изготовлялось оборудование для городских водопроводов, к 1915 году произведенное оборудование было установлено более чем 30 городах, в том числе в Москве, Томске и др.

В 1887 году Общество получило заказ на поставку металлических конструкций для трибун ипподрома Императорского московского скакового общества, на производстве Общества были изготовлены также металлические балки и арматура для строившегося в Москве Музея изящных искусств.

Общество получает крупные заказы на поставку оборудования для мастерских в связи со строительством Великой Сибирской магистрали.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году, было проведено испытание ножниц для резки проволочных заграждений, сконструированных Е. Эд. Бромлеем. Обществом производились станки для рассверливания и обточки стволов, цилиндровки гранат, а также бензиновые двигатели для прожекторных станций, патронодержатели и патроны и др. На рубеже 1916—1917 годов был открыто производство автомобильных частей и двигателей.

В ноябре 1918 года предприятие было национализировано. С 1922 года завод Общества братьев Бромлей получил название завод «Красный пролетарий»[1].

В настоящее время завод «Красный пролетарий» прекратил своё существование[2].

Примечания

  1. ОАО «КП»
  2. Зачем убили завод «Красный пролетарий»

Литература

  • Устав «Общества механических заводов Братьев Бромлей», М., 1896; Островский З., От Бромлея к «Красному пролетарию». Станкостроительный завод «Красный пролетарий», М., 1937.
  • Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992

Общество механических заводов братьев Бромлей.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06