О его жизни известно очень мало: он женился после своего рукоположения, перешёл в лютеранство, в 1863 году эмигрировал в Великобританию, где стал преподавателем Королевской военной академии, одновременно изучая англиканство и православие.
В православие перешёл в 1865 году в церкви при российском посольстве в Лондоне. После этого обратился к Святейщему Синоду с просьбой разрешить создание Западного обряда, на что митрополит Филарет первоначально ответил отказом.
В 1867 году издал «Взгляд на католическое православие сравнительно с папством и протестантством» (русские переводчики (Вильно, 1867 год) дали сочинению заглавие «С Востока свет» — Ex oriente lux). В 1868 году — «Православная католическая церковь. Протест против папства и приглашение к основанию католических национальных церквей». В 1869 г. — «Благопромыслительное положение православной России и её призвание к восстановлению православной католической церкви на Западе»[3].
В том же году представил в российский синод проект «православной литургии западного обряда», первоначально предназначенной для новообразовавшейся общины православных в Англии; это, по его мнению, должно было послужить первым шагом к образованию «национальных православных церквей Запада», отличных от церкви восточной лишь обрядами и при полном тожестве в догматическом учении[3].
В 1870 году получил разрешение от синода на свою деятельность, а в 1876 году обратился за признанием своего плана к другим православным церквям. Проект Овербека не имел успеха, был задержан в Константинопольской Патриархии[3]: Патриарх Иоаким III первоначально выразил ему поддержку, но впоследствии влиятельные иерархи греческой церкви стагнировали процесс признания, в чём Овербек в 1892 году открыто их обвинил.
Другие работы его авторства: «Единственный верный исход для либеральных членов римско-католической церкви» (1870), «Воззвание к клиру и мирянам римско-католикам о восстановлении западной церкви в древней чистоте» (1871), «Бесспорные преимущества православной церкви перед всеми другими» (1882). Все эти сочинения были опубликованы в русском переводе (в «Христианском Чтении» и в «Чтениях общества любителей духовного просвещения»)[3].
Публикации
на латыни
S. Ephraemi Syri, Rabulae episcopi Edesseni, Balaei aliorumque opera selecta e codicibus Syriacis manuscriptis in Museo Britannico et Bibliotheca Bodleiana asservatis primus ed. J. Josephus Overbeck. Oxonii: E typographeo Clarendoniano, 1865.
на русском языке
Овербек И. И. «Благопромыслительное положение православной России и её призвание к восстановлению православной западной кафолической Церкви» // Христианское чтение. — 1869. — № 12. — С. 1056—1075.
Овербек И. И. «Благопромыслительное положение православной России и её призвание к восстановлению православной западной кафолической церкви» // Христианское чтение. — 1870. — № 1. — С. 125—187.
Овербек И. И. «Единственный верный исход для либеральных членов Римско-Католической Церкви» // Христианское чтение. — 1870. — № 8. — С. 308—334.
Овербек И. И. «Единственный верный исход для либеральных членов Римско-Католической Церкви» // Христианское чтение. — 1870. — № 9. — С. 519—550.
Овербек И. И. «Единственный верный исход для либеральных членов Римско-Кафолической Церкви. Открытое письмо к графу Д. А. Толстому, г. обер-прокурору Св. Синода и министру народного просвещения» // Христианское чтение. — 1870. — № 11. — С. 809—848.
Овербек И. И. «Единственный верный исход для либеральных членов римско-кафолической церкви. Открытое письмо к графу Д. А. Толстому, г. обер-прокурору Св. Синода и министру народного просвещения» // Христианское чтение. — 1870. — № 12. — С. 979—1018.
Овербек И. И. «Бесспорные преимущества православной кафолической Церкви пред другими христианскими исповеданиями» // Христианское чтение. — 1882. — № 5-6. — С. 776—798.
Овербек И. И. «Бесспорные преимущества православной кафолической Церкви пред другими христианскими исповеданиями» // Христианское чтение. — 1882. — № 7-8. — С. 176—207.
Овербек И. И. «Бесспорные преимущества Православной Кафолической Церкви пред другими христианскими исповеданиями» // Христианское чтение. — 1882. — № 9-10. — С. 385—413.
Овербек И. И. «Бесспорные преимущества Православной Кафолической Церкви пред другими христианскими исповеданиями» // Христианское чтение. — 1883. — № 1-2. — С. 56-114.
Овербек И. И. «Бесспорные преимущества Православной Кафолической Церкви пред другими христианскими исповеданиями» // Христианское чтение. — 1883. — № 3-4. — С. 407—445.
на английском
Catholic orthodoxy and Anglo-Catholicism, a word about intercommunion between the English and the Orthodox Churches (1866).
Liturgia missæ Orthodoxo-catholicæ occidentalis. The liturgy of the Western orthodox-Catholic mass (1871).
A plain view of the claims of the Orthodox Catholic Church as opposed to all other Christian Denominations (1881).
Литература
The Western Rite and the Eastern Church: Dr. J. J. Overbeck and His Scheme for the Re-Establishment of the Orthodox Church in the West By David F. Abramtsov Arts. University of Pittsburgh, 1961.
Westliche Orthodoxie. Leben und Ziele Julian Joseph Overbecks. By Wilhelm Kahle Leiden: E.J. Brill, 1968.
The Western Rite in Orthodoxy: Union and Reunion Schemes of Western and Eastern Churches with Eastern Orthodoxy: A Brief Historical outline / By Gunter H. Thomann. Claremont, CA: Anglican Theological Seminary in California, 1995.
Священник Даниил Сысоев Доктор Иосиф Овербек и Западное Православие // «Благодатный огонь», № 10
Примечания
Kirche im Osten, Том 16 Vandenhoeck & Ruprecht, 1973
The Western Rite and the Eastern Church: Dr. J. J. Overbeck and his scheme for the re-establishment of the Orthodox Church in the West» (University of Pittsburgh). Проверено 2014-05-26.
↑ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.