Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Один пояс и один путь

03-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

«Один пояс и один путь» (кит. 一带一路) — выдвинутая Китаем инициатива объединённых проектов создания «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века».

Концепция была впервые анонсирована председателем КНР Си Цзиньпином во время визитов главы в страны Центральной Азии и в Индонезию осенью 2013 года[1]. В таких политических документах как «План социально-экономического развития на 2015 год» и «Доклад о работе правительства» строительство «Одного пояса и одного пути» было включено в список важных задач, поставленных перед новым правительством Китая. Министр иностранных дел КНР Ван И подчеркнул, что осуществление этой инициативы станет «фокусом» внешнеполитической деятельности КНР в 2015 году. Подтверждено, что этот огромный проект будет включён и в план «13-й пятилетки», который будет принят в 2016 году[2]. Суть данной китайской инициативы заключается в поиске, формировании и продвижении новой модели международного сотрудничества и развития с помощью укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних механизмов и структур взаимодействий с участием Китая. На основе продолжения и развития духа Древнего шёлкового пути «Один пояс и один путь» призывает к выработке новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулированию экономического процветания вовлеченных стран, укреплению культурных обменов и связей во всех областях между разными цивилизациями, а также содействию мира и устойчивого развития[3]. По официальным данным Китая, «Один пояс и один путь» охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся страны, в том числе новые экономики, и развитые страны. На территории мегапроекта сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63 % населения планеты, а предположительный экономический масштаб — 21 трлн долларов США[4].

Контекст зарождения инициативы

На фоне медленного восстановления мировой экономики от последствий глобального финансово-экономического кризиса мировому сообществу предстоит найти новую модель взаимодействия и создать новые механизмы экономического развития. В ходе интеграции китайской экономики в мировую экономику Китай готов принять на себя больше международных ответственности и обязательств в соответствии со своими способностями, внести большой вклад в поддержание мира и общечеловеческого развития. Инициатива по совместному строительству «одного пояса и одного пути» нацелена на содействие свободного, упорядоченного движения экономических факторов, эффективное распределение ресурсов и углубление рыночной интеграции, на поощрение координации экономической политики стран вдоль маршрутов «одного пояса и одного пути», расширение и углубление регионального сотрудничеста, на совместными усилиями формирование открытой, инклюзивной и сбалансированной архитектуры регионального сотрудничества, в рамках подобной архитектуры партнерства все получают пользу и возможности устойчивого развития.[3] Как отмечал председатель КНР Си Цзиньпин на церемонии открытия ежегодного совещания Боаоского азиатского форума-2015, «„Один пояс и один путь“ не будет соло Китая, а настоящий хор всех стран вдоль маршрутов проекта»[5]. Инициатива «Один пояс и один путь» зародилась также в результате отметки новым китайским руководством ключевой роли внешней политики КНР по отношению к соседним странам в осуществлении китайской цели «Двух столетия» и «Китайской мечты» о возрождении китайской нации[6]. По словам Си Цзиньпина, успешное продвижение внешней политики по отношению к соседям создает благоприятную среду для развития Китая, мирное развитие Китая, в свою очередь, будет приносить большую пользу соседним государствам и вместе с ними реализовать совместное процветание. Данная китайская инициатива и помогает стимулировать развитие западных районов Китая, преодолеть проблему диспорции в развитии западных и восточных районов Китая[7], решить проблему избыточных мощностей в стране путём расширения открытости Китая в западную сторону, освоения новых рынков стран в Евразии для экспорта товаров и капитала

Проекты

Экономический пояс Шёлкового пути

В рамках проекта «Экономического пояса Шёлкового пути» рассматривается создание трех трансевразийских экономических коридоров: северного (Китай — Центральная Азия — Россия — Европа), центрального (Китай — Центральная и Западная Азия — Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай — Юго-Восточная Азия — Южная Азия — Индийский океан).

Морской Шёлковый путь XXI века

Проект «Морской Шёлковый путь XXI века» включает в себя создание двух морских маршрутов: один маршрут ведет из побережья Китая через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион; другой предусматривает соединение приморские районы Китая и Европу через Южно-Китайское море и Индийский океан.

Евразийский экономический союз и Экономический пояс Шёлкового пути

Намерение России и Китая о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП было подтверждено совместным заявлением во время встречи лидеров двух стран в мае 2015 года[8]. Члены ЕАЭС и Китай в рамках ЭПШП могут сотрудничать в модернизации транспортной инфраструктуры, в области строительства, энергетики, добычи ресурсов и высоких технологий[9].

Строительство новых евразийских железнодорожных магистралей и модернизация старых

Строительство новых евразийских железнодорожных магистралей в рамках ЭПШП и реконструкция старых на территории СНГ помогает укрепить транзитные позиции ЕАЭС на сухопутных путях перевозки грузов между Европой и АТР (в настоящее время большинство транспортировки грузов между странами Европы и АТР проходят по морским путям через Суэцкий канал с техническими ограничениями. Кратчайший сухопутный путь из АТР через Евразию в Европу может сократить 50 % расстояния и надежнее по сравнению с морским[10]), и получить от этого огромные прибыли. Казахстан и Китай договорились о состыковке ЭПШП с казахстанской программы «Светлого пути» («Нурлы Жол»). Для России, например, возможно осуществление состыковки северного направления ЭПШП с российским проектом «Трансевразийский пояс RAZVITIE» (ТЕПР) и программой по модернизации Транссиба и Байкало-Амурской магистрали с учетом наличия у России богатого опыта в разработке железнодорожного проекта на основе достоверной базы данных по геологии и гидрографии на территории Евразии, а также необходимости осваивать потенциалы Сибири и Дальнего Востока — «зоны приоритетного развития России»[11] в интересах реализации их быстрого развития. Возможно и сотрудничество с китайской стороной в переустройстве Транссиба в надземном варианте (для повышения конкурентоспособности Транссиба нужно ускорить движение поездов, а реализовать это возможно только при надземном варианте). ЭПШП будет также стимулировать развитие общего регулирования транспортно-логистического сегмента рынка и поощрять поэтапную унификацию стандартов качества товаров и услуг[9], торгуемых между участниками в регионе, что в некоторой степени совпадает с идеей в договоре ЕАЭС о движении к общему рынку. При реализации совместных проектов страны ЕАЭС могут получить финансовые выручки, инвестиционные и техологические поддержки. Китай, в свою очередь, учредил Фонд ЭПШП, в который сам вложил 40 млрд долл. как уставной капитал, и АБИИ (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) для обеспечения финансовой основы проекта.

Строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали

Строительство единой высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Пекин — Казахстан — Москва является ещё одним совместным проектом с большой перспективой между Китаем в рамках ЭПШП и членами ЕАЭС. Предполагается, что данный маршрут увеличит мобильность населения касающихся городов и даст импульс созданию крупных агломераций[12](комплексной интегральной инфраструктуры), новых рабочих мест вдоль всей магистрали. При этом путь между Москвой и Пекином займет всего двое суток, доехать из Алматы до Москвы можно будет меньше суток. Высокие технологии как основа ВСМ (скорости движения поездов от 200 до 400 км/ч.) будет способствовать внедрению инновационных технологий в строительстве, машиностроении, дальнейшему развитию IT-технологий[13]. Следует отметить, что главы Казахстана и Белоруссии высоко оценивают сотрудничество с Китаем в рамках ЭПШП. После вспышки украинского кризиса Белоруссия стала самой подходящей площадкой (транзитным узлом) для экспорта китайских товаров в Европу (транзитный коридор Китай — Казахстан — Москва, из Москвы дальше идет по 2 ветвям: Минск — западная Европа; Санкт-Петербург — скандинавские страны). По словам Лукашенко, Белоруссия готова стать площадкой для выхода китайской экономики на рынки Евросоюза. А Китайская сторона, в свою очередь выразила готовность содействовать сопряжению стратегии ЭПШП с национальной стратегией Белоруссии[14].

Примечания

  1. 习近平提战略构想:"一带一路"打开"筑梦空间" (Си Цзиньпин: «Один пояс и один путь» откроет новые горизонты мечты)
  2. Экономический пояс Шелковый путь
  3. Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road
  4. 习近平"一带一路"构想战略意义深远(Си Цзиньпин: «Один пояс и один путь» имеет большое стратегическое значение)
  5. Xi on «Belt and Road»: Not China’s solo but inspiring chorus
  6. 习近平在周边外交工作座谈会上发表重要讲话(Выступление Си Цзиньпина на заседании по продвижению внешней политики КНР по отношению к соседним странам)
  7. 三大区域发展战略为经济发展提供有力"抓手"(Стратегия развития трех районов обеспечит условия дальнейшего экономического роста)
  8. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути
  9. ↑ ЕАЭС и КНР в рамках Шелкового прорабатывают проекты в ТЭК и логистике
  10. Сазонов С. Л. Россия и Китай в Евразийском транспортном коридоре / С. Л. Сазонов // Азия и Африка сегодня. −2014. -№ 8. -С. 12-18.
  11. В. Михеев, В. Швыдко, С. Луконин «Китай — Россия: Когда эмоции уместны?» // Мировая экономика и международные отношения. № 2. 2015, С. 5-13.
  12. Реализация проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали и перспективы создания Евразийского высокоскоростного транспортного коридора
  13. Транспортная геополитика
  14. Лукашенко предлагает инвесторам КНР использовать преимущества ЕАЭС

Литература

  • Юрий Кулинцев «Один пояс — один путь»: инициатива с китайской спецификой / Юрий Кулинцев // РСМД. 22 мая 2015 г.
  • 多部委编制"一带一路"规划 欲缩小区域差距 / China Economic net. 11 июня 2014 г.
  • 建设"一带一路",走向和平发展共赢的通途 / China Economic net. 03 сентября 2014 г.


Один пояс и один путь.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06