20-10-2023
Озадаченный Шерлок Холмс | |
Sherlock Holmes Baffled | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Оператор |
Артур Марвин |
Кинокомпания | |
Длительность |
30 сек |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0291476 |
«Озадаченный Шерлок Холмс» (иногда переводится как «Шерлок Холмс сбит с толку»[1]; англ. Sherlock Holmes Baffled) — американский немой короткометражный фильм, снятый в 1900 году режиссёром Артуром Марвином. Первый известный фильм о персонаже литературных произведений английского писателя Артура Конан Дойля частном лондонском сыщике Шерлоке Холмсе, хотя образ героя отличается от более поздних его воплощений на экране[2]. Присутствие персонажа делает картину первым детективным фильмом, о котором сохранились какие-либо сведения[2][3].
По сюжету вор, который может появляться и исчезать по своему желанию, крадет мешок вещей у Шерлока Холмса. Каждая попытка Холмса помешать злоумышленнику заканчивается провалом[4].
Первоначально «Озадаченный Шерлок Холмс» был показан в мутоскопе. Несмотря на то, что он был снят в 1900 году, авторские права были зарегистрированы тремя годами позже[4]. Имена актёров в титрах отсутствуют[5]. Единственная копия фильма считалась утраченной в течение многих лет до тех пор, пока не была восстановлена из сохранившихся бумажных карточек в 1968 году фондом Библиотеки Конгресса США[6].
Содержание |
Шерлок Холмс входит в гостиную и обнаруживает, что его грабят. Неожиданно незваный гость растворяется в воздухе. Удивленный Холмс первоначально игнорирует происходящее, закуривая сигару, но тут же вновь сталкивается с преступником. В попытке отобрать мешок с награбленным, он достает пистолет из кармана халата, что вынуждает вора повторно исчезнуть. Не успевает Холмс вернуть свою собственность, как мешок в его руках пропадает, а грабитель покидает комнату через окно. Концовка фильма демонстрирует Холмса в «озадаченном» виде[2][4].
Фильм был снят на нью-йоркской студии компании American Mutoscope & Biograph и предназначался для показа в мутоскопе, предшественнике киноаппарата, запатентованном Германом Кеслером в 1894 году[7]. Как и кинетограф Томаса Эдисона, мутоскоп не проецировал изображения на экран, и каждый просмотр предполагал одного зрителя. Более дешевая и простая в техническом плане, чем кинетограф, система выпускалась American Mutoscope Company и быстро стала лидером на рынке автоматов «пип-шоу»[8].
Мутоскоп работал по схожему с кинеографом принципу, при котором отдельные кадры фильма печатались на гибких карточках и размещались на круговом стержне, который вращался вручную зрителем[9]. Внутри машины карточки освещались электрическими лампами по системе, разработанной одним из основателей компании Biograph Генри Марвином, братом Артура Марвина. В ранних версиях автомата был задействован отраженный солнечный свет[10].
Чтобы избежать нарушения патентов Эдисона, камеры Biograph с 1895 по 1902 год использовали широкоформатную пленку мерой 2-23/32 дюйма (68 мм) в ширину, с изображением площадью 2 × 2 ½ дюйма, что было в четыре раза больше, чем в 35-миллиметровом формате Эдисона[11]. Плёнка не была заранее перфорированной; камера самостоятельно проделывала отверстия на каждой стороне кадра, устанавливая частоту 30 кадров в секунду[12][13]. Длина ленты «Озадаченный Шерлок Холмс» составляла 86.56 м, что равнялось 30 секундам хронометража (хотя на практике, из-за управляемой вручную зубчатой передачи мутоскопа, величина могла быть различной)[14].
Режиссёром и оператором фильма выступил штатный сотрудник Biograph Артур В. Марвин (май 1859 — 18 января 1911)[15]. В период с 1897 по 1911 год Марвин принимал участие в создании 418 короткометражных фильмов и был известен съёмкой артистов водевиля. Позже он получил известность, как оператор ранних немых фильмов Дэвида Гриффита[15].
До 1903 года студия Biograph занималась выпуском документальных фильмов, в то время как «Озадаченный Шерлок Холмс» являлся примером игровой комедии, спродюсированной компанией на Бродвее[4]. По данным биографической книги Кристофера Редмонда «Sherlock Holmes Handbook» фильм был снят 26 апреля 1900 года[16]. По утверждению другого биографа, Джули Маккурас, премьера состоялась в мае того же года[4]. Несмотря на то, что фильм уже находился в прокате, официально зарегистрирован он был лишь 24 декабря 1903. Именно эта дата указывается во всех справочных материалах об авторских правах[17]. Время от времени встречается вариант с ошибочной датой (1905 год), вероятно, из-за путаницы с фильмом «Приключения Шерлока Холмса» (англ. Adventures of Sherlock Holmes; or, Held for Ransom) 1905 года[18].
В течение многих лет предполагалось, что единственная копия фильма была утрачена. В 1968 году Майклом Пойнтером, историком Шерлока Холмса, были обнаружены бумажные карточки с кинокадрами среди материалов архива Библиотеки Конгресса США[6]. Так как кинофильмы не попадали под действие закона об авторском праве вплоть до 1912 года, для регистрации своих работ студии предоставляли карточки с кадрами. Они изготавливались из светочувствительной бумаги той же длины и ширины, что и кинокадр, и внешне напоминали фотографии. Edison Company и Biograph Company предоставляли копии своих фильмов в виде бумажных карточек, и именно в таком виде большинство из них сохранились[19]. Позже «Озадаченный Шерлок Холмс» был переведен в 16-миллиметровый формат и занесен в коллекцию Библиотеки конгресса[20].
Сюжет фильма не имеет отношения к библиографии Шерлока Холмса авторства сэра Артура Конан Дойля. По мнению профессора-исследователя Делавэрского университета Томаса Лайтча, имя данного персонажа было использовано исключительно с целью познакомить с ним общественность[21]. Съёмка с одного ракурса на декорации в «Озадаченном Шерлоке Холмсе», возможно, задействована в качестве образца основных иллюзионных приёмов и спецэффектов в кино; в частности, используемый в фильме приём «стоп-кадр» был впервые применен в 1886 году французским режиссёром Жоржем Мельесом[22].
В фильме «Озадаченный Шерлок Холмс» был впервые использован прием ранних кинематографистов, представляющий главного героя в юмористической манере. В данном случае несколько вульгарно одетый персонаж Холмса остался «озадачен» грабителем в противовес детективной одаренности, присущей его литературному тезке[4]. Историк кино Уильям К. Эверсон в своей книге «The Detective in Film» отметил, что «Озадаченный Шерлок Холмс», как и другие немые детективные фильмы, был «вымучен под тяжестью невозможности использовать продолжительные допросы или устные выводы, и акцент был сделан на загадочности происходящего или физическом действии, а не на заимствовании литературных элементов расследования»[23]. Впервые попытку серьёзной адаптации образа персонажа Конан Дойля предпринял актёр и драматург Вильям Жиллет в фильме «Шерлок Холмс» 1916 года[24]. Историк Майкл Пойнтер высказывал предположение, что внешний вид и костюм героя в «Озадаченном Шерлоке Холмсе» является имитацией образа Холмса, созданного Жиллетом ранее на сцене[25]. Пьеса «Шерлок Холмс» дебютировала на сцене бродвейского театра Гаррик 6 ноября 1899 года[26].
В своем докладе Майкл Пойнтер заявил, что «этот ранний шуточный фильм явно был создан для просмотра в мутоскопе или другой пип-шоу машине, но, несмотря на свою крохотность и тривиальность, исторически это самое первое использование образа Шерлока Холмса в кино»[6][27]. Наличие данного персонажа также инициирует картину как первый известный пример детективного фильма[2][3]. Впоследствии Шерлок Холмс становится одним из самых используемых образов в истории кинематографа[16].
Шерлок Холмс | ||
---|---|---|
Повести | ||
Сборники | ||
Фильмы |
Озадаченный Шерлок Холмс • Собака Баскервилей (1959) • Частная жизнь Шерлока Холмса • Собака Баскервилей (1971) • Шерлок Холмс в Нью-Йорке • Убийство по приказу • Голубой карбункул • Молодой Шерлок Холмс • Без единой улики • Шерлок Холмс • Шерлок Холмс: Игра теней |
|
Сериалы | ||
Анимация | ||
Игры |
Шерлок (англ.) (1984) • Приключения Шерлока Холмса (2003—2011) |
|
Другое |
Озадаченный Шерлок Холмс.