30-08-2023
Шломо-Залман Ойербах שלמה זלמן אוירבך |
|
Рождение: | 30 июля 1910 Иерусалим |
---|---|
Смерть: | 19 февраля 1995 (84 года) Иерусалим |
Рав Шломо-Залман Ойербах — (30 июля 1910 Иерусалим — 19 февраля 1995 Иерусалим) — один из важнейших харедимных религиозных авторитетов второй половины 20 века; глава ешивы Коль Тора.
Содержание |
Родился в Иерусалиме в 1910. Его отец, рав Хаим Иегуда Лейб Ойербех, был одной из центральных личностей старого ишува и главой каббалистической ешивы Шаар hа-Шамаим в Иерусалиме.
Рав Ш.-З. Ойербах обучался в иешиве Эц Хаим.
В 24 года он написал книгу «Мэорей Эш». Взгляды, изложенные в этой книге, поддержали его преподаватель, рав Исер-Залман Мелцер, а также рав Хаим-Озер Гродзенский из Вильнюса.
В 1929 женился на Хае-Ривке Рохамкин и продолжил свое обучение в колеле рава Цви-Песаха Франка (Мидраша Бней-Цион), который специализировался на "Cэдэр Зраим" и законах, относящихся к жизни на Святой земле Израиля (его нововведения вошли в книги «Керем Цион» и «Мааданей Арец»).
Учился также у рава Дова-Бериша Вейденфельда, рава Шимшона-Аарона Полански и рава Зелига-Реувена Бенгиса.
Прославился своими новаторскими и всеобъемлющими взглядами на постановления галахи, особенно на те, что касаются новых технологий.
В 1948 году был назначен главой ешивы Коль Тора, которой управлял 40 лет, вплоть до кончины.
Всю свою жизнь прожил в Иерусалиме, в квартале Шаарей Цедек.
Был известен своей деликатностью, чуткостью и приветливостью.
Раву Ойербаху не раз предлагали разные высокие раввинские должности, в том числе — пост главного раввина Иерусалима, но он от них отказывался.
С созданием «Бейт hа-Дин hа-Гадоль ле-ирурим» (Высший религиозный апелляционный суд) рав Ицхак Айзик Герцог предложил р. Ойербаху стать одним из главных судей, но он отказался. Несмотря на это, к нему все равно обращались за решением галахических вопросов.
Хотя рав Ойербах принадлежал к ультраортодоксам харедим, он был признанным религиозным авторитетом и среди других ортодоксальных течений иудаизма.
Рав Ойербах высоко ценил и почитал р. А.-И. Кука, с которым познакомился через своего отца. Рав Кук проводил церемонию его бракосочетания и дал свою hаскаму на книгу «Мэорей Эш».
Поддерживал поселенческое движение в Иудее и Самарии.
То обстоятельство, что его отец был каббалистом, никак не повлияло на галахические постановления рава Ойербаха, кроме того, нет свидетельств о том что он вообще когда-либо занимался каббалой.
Большая часть его галахических постановлений выходила в форме статей, он также давал их в устной или письменной форме; некоторые из них в дальнейшем вошли в книги. Среди них — ответы на личные вопросы о галахических дилеммах, взгляд на различные талмудические темы, как практические, так и теоретические, а также обсуждение заповедей, привязанных к земле. Но все же основной темой его постановлений была повседневная жизнь отдельно взятого человека.
Он уделял особое внимание решению галахических вопросов, связанных с новыми технологиями и медициной. Был инициатором научных опытов, целью которых было установление некоторых принципов галахи. Например, установление точного момента смерти или минимальной температуры для приготовления пищи в случаях, в которых до этого готовка была запрещена. Свою первую книгу, «Меорей эш», он посвятил проблеме использования электричества в шабат.
В своих постановлениях р. Ойербах, кроме классических источников, опирался также на моральные и человеческие соображения. Он акцентировал внимание на необходимости разделять собственно закон и гзерот, и довольно часто склонялся к вынесению более мягкого решения, исходя из того, что сегодня не создаются новые гзерот.
Иногда он применял довольно новаторский подход к решению галахических вопросов, но делал это в определенных случаях с уточнением, что он не собирается устанавливать новую галаху, только лишь с согласия других авторитетных религиозных деятелей.
Изданные до его смерти
Изданные после его смерти
Амир Машиах, рав Нарья Гутель и некоторые др. утверждают, что книги, изданные после смерти рава Ойербаха, подверглись редактированию, которое идет вразрез с его идеями. Их оппоненты возражают, что редактирование не противоречит исходному тексту и объясняют претензии к редакторам его книг непониманием того обстоятельства, что язык рава с годами изменился. [1] [2]
Ойербах, Шломо Залман.