23-10-2023
Деревня
Островно
|
Островно — деревня в Удомельском районе Тверской области. Входит в состав Порожкинского сельского поселения.
Содержание |
Деревня располагается в Удомельском районе Тверской области на 17-ом километре дороги от Удомли в северо-западном направлении в сторону Котлована и Липен на берегу Островенеского озера.[1]
До революции Островно относилось к Кузьминской волости Вышневолоцкого уезда, в селе имелась церковь в честь Дмитрия Солунского 1778 года постройки,[2] а вокруг располагались имения известных в этом крае помещиков: в самом селе располагалось имение «Островно» Ушаковых,[2] в полутора километрах от села имелось имение «Горка» Турчаниновых,[3][4] также имелись имения Минут и других.[1]
В 70-е годы XIX века в селе была открыта школа.[1]
В сельской церкови в разное время служили священники Владимир (Дамаскин)[5] и Димитрий Удомельский.[6]
В селе в гостях у дворян Корсаковых в возрасте одиннадцать лет бывал граф Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834).[7]
В конце XIX — начале XX века в Островно жила и работала целая плеяда знаменитых русских художников и писателей. Первым в усадьбу Ушаковых в летом 1893 года, после работы в деревне Гирино на реке Мсте, приехал Исаак Левитан вместе со своей спутницей Софьей Кувшинниковой.[7] Летом 1894 года Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой вновь приехал в эти места и поселился у Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера. Здесь им была написана картина «Осень. Усадьба» и сформировался сюжет картины «Над вечным покоем».
В имении Ушаковых разыгралась любовная драма. Невольным свидетелем этой драмы стала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, приглашенная Софьей Петровной. В имение Турчаниновых «Горка» приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова, с корой у Левитана завязался роман. Расстроенная Кувшинникова вернулась в Москву и больше никогда не встречалась с Левитаном.
Т. Л. Щепкина-Куперник так описала завязку и развитие последующих событий:
«Идиллия нашей жизни к середине лета нарушилась. Приехали соседи, семья видного петербургского чиновника /Ивана Николаевича Турчанинова/, имевшего поблизости усадьбу. Они, узнав, что тут живет знаменитость, Левитан, сделали визит Софье Петровне, и отношения завязались. Это была мать и две очаровательные девочки наших лет. Мать была лет Софьи Петровны, но очень songni, с подкрашенными губами (С.П. краску презирала), в изящных корректных туалетах, с выдержкой и грацией петербургской кокетки... И вот завязалась борьба. Мы, младшие, продолжали свою полудетскую жизнь, а на наших глазах разыгрывалась драма... Левитан хмурился, всё чаще и чаще пропадал со своей Вестой /собакой/ «на охоте». Софья Петровна ходила с пылающим лицом, и кончилось всё это полной победой петербургской дамы и разрывом Левитана с Софьей Петровной... Но и дальнейший роман Левитана не был счастлив: он осложнился тем, что старшая дочка героини влюбилась в него без памяти и между ней и матерью шла глухая борьба, отравившая все последние годы его жизни. А много лет спустя, когда ни Левитана, ни Кувшинниковой уже не было в живых, — я... описала их историю в рассказе «Старшие», напечатанном в «Вестнике Европы»: теперь можно в этом сознаться!»[8]
Исаак Ильич переселился в имение Турчаниновых. У впадения в озеро ручья, который разделял земли усадьбы Турчаниновых, специально для Левитана был построен двухэтажный дом под мастерскую, так как в усадьбе не было больших комнат для работы (мастерскую в шутку называли «синагога»). Мастерская сгорела, как вспоминают, ещё при Турчаниновых в начале 1904 году.[9][4]
В середине марта 1895 Левитан снова приехал в Горку. Именно тогда за несколько сеансов он написал с дома Турчаниновых картину «Март».
Но «сильнейшая меланхолия доводила его до самого ужасного состояния». 21 июня 1895 года Левитан сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. То, что «попытка самоубийства» было театральным жестом, свидетельствует и сообщение врача И.И. Трояновского, который, вспоминая об этом, писал 8 декабря 1895 года: «... я вообще следов раны у него не видал, слышал от него об этом, но отнёсся к этому, как к покушению «с негодными средствами» или как к трагической комедии». По просьбе самого Левитана и последующей просьбе Анны Турчаниновой в Горки в июле 1895 года приехал и навестил друга Антон Павлович Чехов. Антон Павлович убедился, что опасности для жизни нет, погостил 5 дней и вернулся в Москву потрясенный происшедшим.
В 1895 году Антон Павлович Чехов таким образом описывал Островно:[3]
Пришла телеграмма, и я очутился на берегу одного из озер в 70–90 верстах от ст. Бологое. Проживу я здесь неделю или полторы и поеду назад в Лопасню. Здесь на озере погода унылая, облачная. Дороги кислые, сено паршивое, дети имеют болезненный вид..... Сюда я только что приехал и располагаюсь в двухэтажном доме, вновь срубленном из старого леса на берегу озера. Вызвали меня сюда к больному. Вернусь я домой, вероятно, дней через 5, но если напишете мне, то я успею получить. Имение Турчаниновой. Холодно. Местность болотистая. Пахнет половцами и печенегами
По мотивам увиденной в Островно любовной драмы Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», вызвавшие обиду у Левитана.[10]
В августе Левитан написал «Ненюфары», а осенью на реке Съеже в полукилометре от усадьбы — «Золотую осень». В Островно Левитана навещали артисты Владимир Николаевич Давыдов и Лаврентий Дмитриевич Донской.[2]
Впоследствии в имении Горки жили и работали художники Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957), Александр Викторович Моравов (1878-1951), Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945), Константин Алексеевич Коровин (1861-1939),[11][12] Станислав Юлианович Жуковский (1875-1944), Василий Васильевич Рождественский (1884-1963),[4] философ Б.П. Вышеславцев,[7] писатель Н.А. Зворыкин.[1]. К.А. Коровиным в Островно написаны работы «Женщина с гитарой» (1919), «В комнате» (1919), «У окна» (1919), «Женский портрет» (1920, вероятно, портрет Вышеславцевой), «На террасе» (1920), «Полдень на террасе».[13]
В селе в последние годы жизни жила и умерла в 1942 году историк и филолог, работавшая в области итальянского гуманизма эпохи Возрождения, Анна Ильинична Хоментовская.[14][15]
И.И. Левитан. «Осень. Усадьба». Картина была написана в 1894 году, когда Левитан гостил в имении Горка.[4]
И.И. Левитан. «Над вечным покоем». Этюды к картине написаны художником в Островно.[7]
И.И. Левитан. «Март». На картине изображена часть главного дома усадьбы Горка.[4]
И.И. Левитан. «Ненюфары». Картина написана в Островно.
И.И. Левитан. «Золотая осень». Картина написана на берегу реки Съежа, недалеко от Островно.
И.И. Левитан. «Осенний пейзаж с церьковью (Церковь в Островно)».[2]
И.И. Левитан. «Весна. Белая сирень (Дом в Островно)»[2]
Н.П. Богданов-Бельский. «Новые хозяева (Интерьеры дома в Островно)».[2]
Н.П. Богданов-Бельский. «Дети на уроке». На картине изображены ученики Островенской школы.[1]
А.В. Моравов. «У окна. Портрет В.В. Ушаковой».[2]
Это заготовка статьи по географии Тверской области. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Островно (Тверская область).