Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Палеоконтакт

22-07-2023

Наскальная живопись из Вал Камоника (Италия); ок. 10 000 до н. э. По традиционным научным представлениям — ритуальное изображение богов или мифических существ. По утверждению сторонников гипотезы палеоконтакта — примитивный рисунок, запечатлевший представителей внеземной цивилизации («астронавты в скафандрах»).

Палеоконта́кт (также теория древних космонавтов, палеокосмонавтика) — гипотетическое посещение Земли в прошлом разумными существами внеземного происхождения, свидетельства о котором усматриваются в некоторых древних памятниках земной культуры. Часто теория палеоконтакта предполагает внеземное происхождение некоторых (или всех) земных цивилизаций.

Теории палеоконтактов развивают такие авторы, как Иммануил Великовский, Эрих фон Дэникен, Элфорд Алан, Ю. В. Конелес, А. Ю. Скляров, Захария Ситчин, Дж. Цукалос[ru].

В современных научных рецензируемых изданиях подобные гипотезы обычно не рассматриваются всерьёз[1].

Сюжет палеоконтакта часто используется в научной фантастике.

Содержание

История гипотезы

Родоначальником гипотезы палеоконтакта в её современной формулировке принято считать К. Э. Циолковского, впервые выступившего с идеей возможного посещения Земли инопланетными пришельцами в прошлом.

В 1950-е—1960-е годы популяризатором гипотезы палеоконтакта стал советский математик М. М. Агрест, в резонансной статье «Следы ведут в космос»[2] интерпретировавший древние мифы как свидетельство визита на Землю представителей внеземных цивилизаций.

Пик всемирного увлечения идеей палеоконтакта — под влиянием книги швейцарского писателя-уфолога Эриха фон Дэникена «Колесницы богов? Неразгаданные тайны прошлого[ru]», 1968), а также снятой по её мотивам западногерманской документальной кинодилогии «Воспоминания о будущем» (1970) и «Послание богов» (в советском прокате — «Тайны богов», 1976) — приходится на 1970-е годы. В своей книге, ставшей международным бестселлером, Э. фон Дэникен, основываясь на собственной трактовке древних памятников фольклора, мифов, священных текстов, архитектурных сооружений и археологических находок (в частности, т. н. «неуместных артефактов») как «свидетельств» визита ВЦ на Землю, пытается возвести гипотезу палеоконтакта в ранг научной теории.

Захария Ситчин в своих книгах «Колыбели цивилизации» и «Двенадцатая планета» утверждает, что некоторые мегалитические постройки (например, Баальбек или постройки на Храмовой горе) из больших каменных блоков массой до 1000 т могли быть построены пришельцами-аннунаками как стартовые площадки («космопорты») для своих космических кораблей.

Критика

Первым и основным заявлением сторонников палеоконтакта является, что пришельцы посещали планету в целях поиска ресурсов, золота и прочего[источник не указан 43 дня]. Но это только человеческое измышление: в свете новых открытий астрономии ясно, что золота, алмазов, железа и других ресурсов в космосе больше во столько раз, что прилетать за этим на Землю — простая трата времени и энергии. От звёздного коллапса остаётся неисчислимое количество золота и состоящих из других химических элементов остатков звезды, и размерами эти остатки если не размером с Италию или Испанию, то уж точно с астероид, имеющий размер карликовой планеты.

Сторонники теорий палеоконтакта (например, Захария Ситчин) утверждают, что люди были нужны инопланетянам как дешёвая рабочая сила. Довольно странно, что цивилизация, способная на межзвёздные перелёты, не достигла уровня автоматизации производства, исключающего потребность в этом.

При помощи теорий палеоконтакта также объясняются различные архитектурные памятники древности. Однако не учитывается, что хотя их возведение было весьма трудным, технологии, применявшиеся, например, при строительстве египетских пирамид, были чрезвычайно примитивными даже для тогдашнего человечества — например, простая укладка каменных блоков. Довольно странно, что цивилизация, способная на полёты между звёздами, будет пользоваться такими технологиями строительства.

Последним, четвёртым заявлением является, что пришельцы создавали базы во время своей экспансии планеты, но на уровне развития аборигенного человеческого общества.

Тем не менее, никаких общепризнанных научным сообществом доказательств факта посещения другими цивилизациями Земли ни самим Дэникеном, ни его последователями так и не было предъявлено. «Артефакты», на которые ссылаются сторонники гипотезы, либо находят объяснение в рамках общепризнанных научных теорий, либо не проходят всесторонний анализ в независимых лабораториях, либо оказываются подделками, либо вообще не попадают в руки учёных.

Многие концепции сторонников палеоконтактов устарели с научно-технической точки зрения и в наше время звучат наивно (например, использование пришельцами ракетных двигателей; метисация пришельцев и доисторических людей).

Кроме того, согласно принятому в современной научной методологии принципу логического редукционизмаБритва Оккама»), пока существует возможность объяснения тех или иных свойств исторического артефакта, не связанного с их инопланетным происхождением, они не могут быть признаны таковыми.

Палеоконтакт в научной фантастике

Палеоконтакт — традиционный сюжет многочисленных научно-фантастических произведений (например, тетралогии Артура Кларка «Космическая одиссея», романа Александра Казанцева «Фаэты» и др.).

Палеоконтакты широко представлены в цикле «Звёздные врата», где практически вся земная мифология — от Древнего Египта до легенд о короле Артуре — объясняется контактами с инопланетными цивилизациями.

Фильмография

  • «Воспоминания о будущем» (нем. Erinnerungen an die Zukunft) — научно-популярный фильм, снятый Х. Райнлем в 1970 г. по мотивам книги Э. фон Дэникена «Колесницы богов».
  • «Тайны Богов. Возвращение к звездам» (нем. Botschaft der Götter) — фильм, снятый в 1976 году. по мотивам книги Э. фон Дэникена «Возвращение к звёздам».
  • «По следам всемогущих» (нем. Auf Den Spuren Der All Machtigen) — цикл научно-популярных фильмов, снятый по мотивам произведений Э. фон Дэникена в 1994 году.
  • «Реальность или фантастика? Астронавты древности» (англ. Is It Real? Ancient Astronauts) — научно-популярный фильм, снятый National Geographic в 2006 году.
  • «Загадки истории» (англ. Mysteries of History) — цикл научно-популярных фильмов, снятый в 2010 году. Серии:
    • «В поисках ответов» (англ. In search of answers);
    • «Из глубин древности» (англ. From the depths of antiquity);
    • «Связь времен» (англ. Communication times).
  • «Древние пришельцы» (англ. Ancient Aliens) — цикл научно-популярных фильмов, снятых в 2010—2012 годах. Состоит из 4 сезонов и включает более 40 серий.
  • Revelations of the Mayans 2012 and Beyond (в производстве) — научно-популярный фильм о цивилизации майя. По словам продюсера фильма Рауля Хулиа-Леви, в нём будут впервые раскрыты секретные сведения, хранившиеся правительством Мексики в тайне более 80 лет и доказывающие контакты с пришельцами[3][4].

См. также

Примечания

  1. Harrold. Noah’s ark and ancient astronauts: Pseudoscientific beliefs about the past among a sample of college students. The Skeptical inquirer 11.1 1986: 61. Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal. 13 Dec 2010.
  2. Агрест М. М. Следы ведут в космос // Литературная газета. — 1960. — 6 февраля.
  3. Mayan Secrets to Be Revealed by Mexican Government in ‘2012’ Doc  (англ.). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 17 февраля 2012.
  4. Mayan film documentary claims proof of aliens  (англ.). Reuters (26 сентября 2011). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 17 февраля 2012.

Ссылки


Палеоконтакт.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06