11-10-2023
Тубден Чокьи Ньима ཐུབ་བསྟན་ཆོས་ཀྱི་ཉི་མ་ |
||
|
||
---|---|---|
Избрание: | 1888 год (признание тулку) | |
Община: | тибетский буддизм (гелуг) | |
Предшественник: | Панчен-лама VIII | |
Преемник: | Панчен-лама X | |
Рождение: | 1883 год Тибет |
|
Смерть: | 1 декабря 1937 Джэкундо, Цинхай, Китайская республика |
Панчен-ламы |
---|
1. Кедруб Дже (1385—1438) |
2. Сонам Чокланг (1438—1505) |
3. Лобсанг Дондуп (1505—1568) |
4. Чокьи Гьялцен (1570—1662) |
5. Лобсанг Еше (1663—1737) |
6. Палден Еше (1738—1780) |
7. Тенпай Ньима (1782—1853) |
8. Тенпай Вангчуг (1855—1882) |
9. Чокьи Ньима (1883—1937) |
10. Чокьи Гьялцен (1938—1989) |
11. Чокьи Ньима (ТПИ; род. 1989) |
Гьялцен Норбу (КНР; род. 1990) |
Тубден Чокьи Ньима (тиб. ཐུབ་བསྟན་ཆོས་ཀྱི་ཉི་མ་; 1883 — 1 декабря 1937) — Панчен-лама IX (VI), тибетский религиозный и китайский политический деятель.
Содержание |
В 1888 году Далай-лама XIII опознал нового тулку Панчен-ламы и даровал ему имя Тубден Чокьи Ньима.[1]
В 1901 году Панчен-ламу в Ташилунпо посетил во время своей поездки в Тибет Агван Доржиев, получив от него некоторые наставления по тантре Калачакры, в частности, «молитву Шамбалы», составленную Панчен-ламой VI Лобсаном Палденом Еше. Чокьи Ньима передал Доржиеву ряд реликвий, включая несколько золотых статуэток.[2] Представители Панчен-ламы участвовали в переговорах с командованием британской военной экспедиции в Тибет в 1903 году, остановившейся на землях, подконтрольных Ташилунпо, безуспешно пытаясь уговорить британцев уйти.[1] В 1906 году по приглашению Панчен-ламы в Ташилунпо прибыл британский тибетолог Ч. А. Белл.[3] В 1911 году, во время паломничества Далай-ламы к буддийским святыням Индии, Панчен-лама по инициативе своих чиновников прибыл в Лхасу, остановившись сначала в храме Джоканг, а затем — в летнюю резиденцию Далай-ламы Норбулинка. Он стал часто и дружески общаться с маньчжурским амбанем Лхасы Ляньюем, сопровождая последнего в театр и на званые вечера, что вызывало резкое недовольство горожан, которые однажды, во время совершения Панчен-ламой традиционной процессии вокруг Лхасы, забросали его и амбаня грязью.[4] Исполняя некоторые функции Далай-ламы, Панчен-лама не принял предложение китайцев о становлении регентом страны.[5]
В 1923 году тибетское правительство ввело новую систему налогообложения с целью покрыть собственные расходы на военные нужды, в связи с чем в казну Панчен-ламы переставала поступать львиная часть доходов. Вместе со своими чиновниками Чокьи Ньима бежал через Намру и Синин в Китай, во Внутреннюю Монголию из-за конфликта с главой Тибета Далай-ламой XIII, почувствовав угрозу собственной жизни после того, как его чиновников задержали в Лхасе, а монахам из Ташилунпо запретили занимать должности в тибетском правительстве — Гаден Побранге.[6][7][8]
В 1925 году Панчен-лама прибыл в Пекин, где ему был оказан радушный приём. В Китае Чокьи Ньима трудился над разработкой планов модернизации Тибета.[9] После 1928 года национальное правительство в Нанкине поддерживало с ним тесные связи. В 1932 году Далай-лама пригласил Панчен-ламу вернуться, обещав возвратить все права и привилегии в обмен на согласие уплачивать спорный налог, и если его будут сопровождать лишь тибетцы, однако Чокьи Ньима настаивал на китайском военном эскорте и требовал передать ему во владение множество земель в Цзане.[10] На участие и помощь со стороны Панчен-ламы рассчитывали монгольские повстанцы в ходе Хубсугульского восстания в 1932 году. Впоследствии правительство Монгольской народной республики связывало с его именем многие раскрытые во время чойбалсановских репрессий заговоры, направленные на свержение в Монголии Народного правительства.
После смерти Далай-ламы, в начале 1935 года Панчен-лама был направлен в Синин, а в Нанкине появилось представительство Панчен-ламы как уполномоченного на западных границах. В марте 1937 года он прибыл в Джэкундо в Восточном Тибете и распространил сообщение о намерении войти в Лхасу в сопровождении 20 китайских чиновников и 500 солдат, однако с началом широкомасштабной японской агрессии Китай отозвал военный эскорт. Чокьи Ньима вернулся в Джэкундо, где и скончался 1 декабря.[11]
Его гробница, разрушенная в ходе Культурной революции в КНР, была отстроена Панчен-ламой X в виде мемориального комплекса Таши Лангьяр в Ташилунпо, Шигадзе.[12]
Это заготовка статьи о Тибете. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Панчен-лама IX.