21-05-2023
Парк-школа, или школа-парк — образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927—2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на базе московского «Школы самоопределения» (1995—2007; А. Н. Тубельский, О. М. Леонтьева, Т. С. Шагова)[1] и на базе екатеринбургских школ № 95 и 19 (1993—2003; А. М. Гольдин)[2]. В настоящее время проект «школа-парк» реализуется в Киеве под руководством Ярослава Коваленко[3].
Содержание |
Образовательная система «Школа-парк» основана на модели знания-органа[4], в которой развитие знания происходит в ходе сложного взаимодействия индивида с культурной, информационной и предметной средой. Содержанием образования является совокупность способов деятельности индивида, приводящая к развитию его знания-органа (усложнению предметностей этой деятельности, то есть индивидуальной картины мира и наружной сферы деятельности).
В таком подходе преодолевается социоцентризм, т. е. понимание культуры как надличностного «взрослого» феномена, подлежащего «усвоению» или «присвоению» ребенком. В противоположность традиционному классно-урочному представлению о содержании образования как о некоем «учебном материале» (будь то «основы наук», накопленные старшими поколениями способы дискурсивной и предметной деятельности или априорно отобранные взрослыми «базовые компетентности») в школе-парке содержанием образования является система способов и предметностей совместной деятельности учащихся и педагогов, направленной на увеличение членораздельности индивидуальной картины мира, усложняющаяся в ходе своей реализации.
Организационно школа-парк — это набор, или парк, открытых разновозрастных студий. Под студией понимается свободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения. При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихся учителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны — образовательными потребностями учеников. Таким образом, состав студий не является постоянным, он меняется, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг.
Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является её постоянным членом (членом «команды»), либо клиентом, либо посетителем (гостем). Таким образом, все учащиеся парк-школы добровольно распределяются по студиям в качестве постоянных членов. Каждый ученик является постоянным членом одной студии (но может изменить этот выбор в любое время); в качестве клиента или гостя он может посещать любые студии без ограничений.
Каждая студия в течение недели или дня работает в двух режимах: в закрытом, только со своими постоянными членами, и в открытом, для клиентов и гостей. Разница между клиентом и гостем состоит в том, что клиент активно участвует в работе студии, в то время как гость лишь наблюдает за её работой. Кроме того, у каждого учителя существуют «выращенные им» из постоянных членов студии подмастерья — ученики, активно помогающие ему в работе с другими постоянными членами или клиентами. Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии — из посетителя стать клиентом, затем постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону.
Парк-школа работает 5 или 6 дней в неделю, причем занятия организуются блоками по 2-3 академических часа, соответственно 3 или 2 блока в день. Составляется учебный план, где недельный бюджет времени, обеспеченный финансами, распределяется между студиями (понятно, что у учебного плана парк-школы и у традиционного школьного учебного плана общее только название — учебный план школы-парка лишь распределяет время между студиями, никак не детерминируя «обязательные» недельные объемы посещения студий учащимися в зависимости от классов — последних в школе-парке попросту нет), и график работы студий, определяющий время и место работы каждой студии в течение недели. График составляется так, что во время каждого блока одновременно работает несколько студий; при этом в нем отражается работа каждой студии в двух режимах: на некоторых блоках — только для своих постоянных членов, в закрытом режиме, на остальных блоках — в открытом режиме обслуживания клиентов и гостей.
Копия графика работы выдается каждому ученику парк-школы. Он обязан ежедневно ходить в школу, но какие именно студии выберет ученик для своей работы — он решает сам, причем этот выбор каким бы то ни было учебным планом, расписанием занятий, списком «обязательных предметов» и тому подобными документами не регламентируется. Исключением, естественно, является деятельность студий в закрытом режиме, когда все её постоянные члены обязаны участвовать в работе.
Из принципа открытости студий следуют следующие параметры образовательного процесса парк-школы:
В студиях не изучаются какие бы то ни было учебные программы; содержанием её работы является повышение членораздельности восприятия окружающего мира (в предметной области, соответствующей профилю студии) каждым учащимся — обучение, которое О. М. Леонтьева назвала фрактальным[5]. Оно организуется в различных видах совместной деятельности учащихся разных возрастов и учителя; главное, что отличает его от традиционного обучения — принципиально иная цель. Если целью подавляющего большинства образовательных систем является усвоение учащимися определенной образовательной программой «системы знаний» (пусть не в готовом виде, не репродуктивно, а в более тонких образовательных технологиях), формирование у них заданных заранее умений и навыков, то цель фрактального обучения — увеличение членораздельности, или фрактальности, индивидуальной картины мира каждого учащегося.
Принципиально отличающимися от традиционных являются и способы работы в студиях, разработанные М. А. Балабаном и детализированные в ходе экспериментальной апробации образовательной системы[6]. Основными являются активное молчание, направляемое чтение, антиципационное чтение, неспецифическое чтение, неспецифическая классификация, модальная классификация, лабораторные туры, обзорное чтение, обращенное чтение, обращенный пересказ, метод проектов.
В условиях фрактального обучения в открытых разновозрастных студиях бессмысленной является любая аттестация учащихся, понимаемая как сравнение их личных, индивидуальных знаний с эталонами или измерение этих знаний по стандартным шкалам. Поэтому в парк-школе все виды аттестации (кроме итоговой, которая пока обязательна) заменяются резюме личных достижений учащегося в студиях; эти резюме не несут оценочной нагрузки и не калибруют личные достижения по каким бы то ни было стандартным шкалам.
Итоговая аттестация проводится в соответствии с законодательством в традиционных формах. Результаты экспериментально апробации образовательной системы «Школы-парк» в 1993—2007 годах показывают, что выпускники парк-школы успешно проходят стандартные процедуры итоговой аттестации и продолжают свое образование.
Практическую апробацию образовательной системы «Школа-парк» начала в 90-е годы дочь Милослава Александровича Балабана О. М. Леонтьева — сначала в подмосковном Нахабино, а затем и в московском НПО «Школа самоопределения» под руководством А. Н. Тубельского, где опытно-экспериментальная работа закончилась в 2007 году.
Параллельно с О. М. Леонтьевой работа по освоению образовательной системы «Школа-парк» на практике началась в Екатеринбурге под руководством А. М. Гольдина на базе общеобразовательной школы № 95. В 1993 году в этой школе была создана разновозрастная студия математики, а с 1 сентября 1995 года было создано структурное подразделение «Парк-школа» на правах городской экспериментальной площадки. В ноябре 1998 года парк-школе был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки (приказ Минобразования России от 16.11.1998 № 2826). С 2001/02 учебного года работа была перенесена в среднюю общеобразовательную школу № 19 Екатеринбурга и в 2003 году завершена в связи с полным выполнением программы эксперимента.
С 1998 по 2002 годы проводился углубленный мониторинг эксперимента и экспертиза его результатов, в основном экспертами сети федеральных экспериментальных площадок «Эврика». Интерес представляет также комплексная гигиеническая оценка, проведенная Уральской государственной медицинской академией и Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Екатеринбурге. Ход и результаты эксперимента обобщены в публикациях в педагогической печати. По итогам анализа этих результатов приказом Минобразования России от 04.03.2002 № 691 федеральная экспериментальная площадка «Школа-парк» была включена в Федеральную программу развития образования по направлению «Авторские экспериментальные школы».
Обобщенно результаты апробации образовательной системы «Школа-парк» в Екатеринбурге в 1993—2003 годах сводятся к следующему[7].
Конечно, делать окончательные выводы по результатам одного исследования некорректно, тем более что классно-урочная и парк-школа направлены на достижение совершенно разных целей. Еще ждет своего решения проблема выработки методологии и критериев сравнения различных по своей парадигме и целям образовательных систем, пока же можно лишь сказать, что образовательная система «Школа-парк» имеет полное право на существование и развитие параллельно господствующей классно-урочной системе.
Центр образования "Школа самоопределения"
Парк-школа.