11-10-2023
(O)
Ке́рченская паро́мная перепра́ва (переправа «Крым — Кавказ») — морская паромная переправа, соединяющая Крым и Краснодарский край. Переправа выполняет перевозку через Керченский пролив пассажиров, автомобилей и железнодорожных вагонов.
Паромы курсируют между портом «Крым» и портом «Кавказ». Переправа находится в самом узком месте пролива (расстояние между портами около 5 км), в районе северо-восточной окраины города Керчь, и эксплуатируется круглосуточно в течение всего года.
Через переправу проходит автодорога E 97 (М25 в Краснодарском крае и М-17 в Крыму). При благоприятной погоде ежедневно паромы совершают до 114 рейсов[1][2][3], перевозя до 4,4 тыс. автомобилей[4][3] и 22,6 тыс. пассажиров[1][2], в том числе до 5,1 тыс.[2][5] по «единому билету».[6][7] Объём перевозок в 2014 году составил 2,9 млн человек и 701 тыс. машин.[8]
Объем железнодорожных перевозок составляет в среднем 140—180 вагонов в сутки, максимальное значение — 250 вагонов в сутки.[9]
Первые упоминания о переправе через Керченский пролив относятся к периоду античности. Задачи по организации и защите переправы в то время выполнял город Порфмий, входивший в состав Боспорского царства[10].
В 1944 году, через 6 месяцев после освобождения советскими войсками Крыма, через пролив был построен железнодорожный мост. При строительстве использовались материалы, оставленные отступающей германской армией.
Мост прослужил всего 3 месяца. В феврале 1945 года он был сильно повреждён льдом, нагнанным из Азовского моря. За несколько дней до этого по мосту проехала советская делегация, возвращавшаяся с Ялтинской конференции.
Обломки моста постепенно разобрали, так как они мешали судоходству[11].
Восстанавливать утраченный мост не стали, было принято решение в качестве более дешёвой альтернативы построить вместо моста переправу.
В начале 1950-х годов на северо-восточной окраине Керчи развернулось строительство порта и железнодорожной станции «Крым». На косе Чушка — порта и железнодорожной станции «Кавказ».
Каждый из портов мог одновременно принимать два железнодорожных парома. По терминологии работающего на переправе персонала, место у причала, расположенное со стороны Азовского моря (левая сторона для порта «Крым» и правая для порта «Кавказ») называлось Азовским парком, а со стороны Чёрного моря — Черноморским парком.
22 сентября 1954 года Керченская паромная переправа была торжественно открыта. С помощью паромной переправы появилась возможность сократить на 270 км дальность перевозок из Украины и Молдавии в районы Краснодарского края и Кавказа, а из Крыма и южных районов Украины — на 1000 км[12].
С момента открытия и до начала 1990-х годов железнодорожные перевозки на переправе выполняли четыре железнодорожных парома проекта 723 «Надым/Северный», построенные на «Севмаше».
Первая пара судов — «Надым» и «Заполярный» — строилась по модификации 723-бис и вошла в состав советского флота 31 июля 1951 года. Паромы были рассчитаны на перевозку 16 четырёхосных грузовых вагонов.
Вторую пару — «Северный» и «Чулым» — строили по проекту 723-у. Удлинённая платформа вагоноподъёмника в модификации 723-у позволяла принимать пассажирские вагоны. При перевозке пассажирского поезда на пароме могло разместиться до 8 четырёхосных пассажирских вагонов. «Северный» и «Чулым» включили в состав флота 31 июля 1952 года.
Изначально, все четыре парома планировалось использовать на речных железнодорожных переправах через Енисей в Игарке и через Обь в Салехарде, являвшихся частью Трансполярной магистрали. Во второй половине 1951 года «Надым» прибыл в Игарку, а «Заполярный» — в Салехард[13]. «Северный» и «Чулым» отправиться на Трансполярную магистраль не успели — строительство магистрали было внезапно остановлено, а все четыре судна перенаправлены на новую переправу в Керченском проливе, при этом «Надым» переименовали в «Восточный», а «Чулым» — в «Южный».
Поскольку перепад уровней воды в Керченском проливе небольшой, с паромов демонтировали вагоноподъёмники, вместо них использовали установленные на берегу П-образные подъёмники, опускавшие на паром мост с железнодорожными путями. В результате, все четыре парома получили возможность загружаться как грузовыми, так и пассажирскими вагонами.
Для наката составов на паром и формирования поездов на каждой станции работало по два маневровых локомотива. В ранние годы использовались паровозы серии Эл, затем они были заменены на тепловозы ТЭМ, которые, в свою очередь, уступили место ЧМЭ3. К каждому локомотиву цеплялось «прикрытие», составленное из нескольких порожних платформ, таким образом предотвращался заход тяжёлого локомотива на подъёмник и паром — на палубу заезжали платформы «прикрытия», к которым и цеплялись вагоны. Если паром перевозил товарные составы, то накат вагонов производился двумя локомотивами, одновременно на оба борта парома, чтобы избежать крена судна от неравномерного распределения тяжёлого груза. Пассажирские поезда, вагоны которых обладают меньшей массой, накатывались на паром одним локомотивом.
Обычно, на переправе одновременно работали три железнодорожных парома, а четвёртый отправлялся на судоремонтный завод для прохождения технического обслуживания.
За время эксплуатации на Керченской переправе над паромами провели ряд технических доработок, например, расширили площадь верхней палубы, а на «Южном» надстроили дополнительный ярус ходовой рубки.
В зимнее время нагрузка на переправу сокращалась, большая часть пассажирских поездов были летними. Например, в 1979—80 гг. через переправу следовали следующие пассажирские поезда (все, кроме 105/106 и 187/188 — летние)[14]:
Помимо железнодорожных составов, паромы осуществляли перевозку автомобилей — несколько машин могло разместиться на свободном от вагонов месте в носовой части палубы. Иногда паромы выполняли рейсы без вагонов, заполнив всю палубу автомобилями.
Железнодорожные паромы «Восточный», «Заполярный», «Северный» и «Южный» прослужили на переправе почти 40 лет. Первым был списан «Восточный» — в 1987 году. В 1989 году[15] прекратилось движение пассажирских поездов через Керченскую переправу — старые, изношенные паромы были признаны небезопасными для пассажирских перевозок. Проект строительства новых паромов долгое время откладывался, а после распада Советского Союза и последовавших за этим финансовых и экономических трудностей и вовсе был заброшен. «Южный» и «Заполярный» списали в 1989 и 1991 годах соответственно[16]. Последний оставшийся железнодорожный паром — «Северный» — до 1996 года занимался перевозкой грузовых поездов, затем несколько лет простоял в порту «Крым», после чего его отправили на слом.
В летнее время между портами «Крым» и «Кавказ» курсировал катер «Тамань», с 1970-х годов его заменил катер «Радуга-48»[17]. Также, в порт «Кавказ» регулярно приходили пассажирские катера из морвокзала в центре города Керчь. Этот маршрут обслуживали катера «Пион»[18][19] и «Аргус»[20][21][22].
Со временем прекратились рейсы катера «Радуга-48» и пассажирское сообщение между портом «Кавказ» и керченским морвокзалом.
После длительного отстоя[23] катер «Радуга-48» был списан и установлен на берегу в порту «Крым» в качестве памятника.
Летом 2010 года возобновились рейсы пассажирского катера от порта «Кавказ» до морвокзала города Керчь. Ожидалось, что катер «Диспетчер Криштопа»[24] будет ходить по этому маршруту три раза в день[25]. Однако, по сообщениям ряда источников, в 2011 году рейсы катера были отменены из-за недостаточной загрузки[26].
В 1975 году на Рижском Судостроительном Заводе для Керченской переправы был построен автомобильный паром «Керченский-1»[27]. В 1978 году на переправу пришёл второй автопаром — «Керченский-2»[28].
С приходом автомобильных паромов, которые изначально проектировались как паромы-ледоколы, упростилась зимняя навигация на Керченской паромной переправе. В зимнее время один из автопаромов работал на переправе, перевозя пассажиров и автомобили, а также расчищая от льда путь железнодорожным паромам, второй автопаром в это время проводил грузовые суда по фарватеру Керченского пролива.
Третий автомобильный паром для переправы — «Ейск»[29], был построен в Риге в 1988 году[30].
После распада СССР Россия и Украина стали независимыми государствами, что сделало Керченскую паромную переправу международной. В портах «Крым» и «Кавказ» до вхождения Крыма в состав России действовали пункты пограничного и таможенного контроля.
Паром «Керченский-1» с начала 2000-х годов не участвовал в работе переправы. Обсуждались проекты переоборудования этого парома в буксир или пожарное судно, но они так и не были реализованы. В 2012 году паром порезали на металл.
Автомобильные паромы «Керченский-2» и «Ейск» находятся в собственности государственной судоходной компании «Керченская паромная переправа».
К 2012 году объем перевозок достиг 600 тыс. пассажиров, 50 тыс. автомашин и 10 тыс. тонн грузов[31]. Интервал движения автомобильных паромов составлял около трех часов. В летнее время, когда количество автомашин значительно увеличивалось за счёт отдыхающих, интервал сокращали до двух часов, однако даже в этом случае частота рейсов оказывалась недостаточной — большую часть дня паромы стоят в порту, что приводило к образованию длинных очередей автомашин. В августе 2010 года время ожидания в очереди на паром достигало 8 часов, при том, что сама переправа на другой берег занимает около 20 минут[32][33].
15 августа 2014 года в связи с увеличением числа паромов работающих на переправе наименее вместительные из них — «Керченский 2» и «Ейск» были переведены на линию порт «Кавказ» — Керченский рыбный порт.[34][35]
В 2002 году была предпринята неудачная попытка воссоздать железнодорожное сообщение, для этого с Сахалина в Керчь прибыл паром «Сахалин-6». При подготовке к эксплуатации на Керченской переправе паром был переименован в «Юрий Долгорукий». Однако, большая осадка судна (около 4 м, а с грузом — до 9 м) не позволила ему работать в Керченском проливе[36].
В 2004 году начались работы по реконструкции портовых сооружений и железнодорожных путей. На переправу прибыл железнодорожный паром «Анненков»[37]. Судно постройки 1984 года было переоборудовано из сухогруза типа «Славутич» на судоремонтном заводе «Южный Севастополь». В ноябре 2004 года, в преддверии второго тура президентских выборов на Украине, состоялась церемония открытия железнодорожного сообщения через Керченский пролив. Президент России Владимир Путин и президент Украины Леонид Кучма подписали положение о совместной эксплуатации железнодорожно-паромной переправы[38], после чего железнодорожное сообщение через Керченский пролив было восстановлено, но только для перевозки грузов. Вскоре к работе на переправе подключился второй железнодорожный паром — «Петровск» — он был переведён в Керчь с паромных линий Каспийского моря[39].
В июне 2014 года в рамках работ по подготовке маршрута поезда Симферополь-Москва, следующего через Керченскую переправу, был произведен пробный накат, и определено, что в составе будет ходить не менее 9 пассажирских вагонов».[40][41]
15 декабря 2013 года на линии Крым-Кавказ компанией «Аншип» введен в эксплуатацию новый автомобильно-пассажирский паром «Николай Аксёненко».[42]
После присоединения Крыма к России резко увеличился пассажиропоток в сторону полуострова. Перед майскими праздниками 2014 года наблюдался сильный рост прибывающих на отдых россиян, что создало «пробку» на подходе к переправе «порт Кавказ» длиной 3-4 км при времени ожидания 10-15 часов.[43] Имевшиеся автомобильные паромы работали круглосуточно[43], однако этого было недостаточно, так как средняя загрузка паромов не превышала 25-30 легковых автомобилей.
1 мая 2014 года грузовой транспорт был переведен на новую линию Новороссийск — Феодосия.
23 мая 2014 года на переправе в дополнение к паромам «Керченский-2», «Ейск» и «Николай Аксёненко» начал работу греческий автомобильный паром «Ионас». Пассажирская вместимость парома составляет более 600 человек летом и около 450 зимой. Для легкового транспорта предусмотрены две палубы. Нижняя палуба вмещает до 105 машин, верхняя — до 65.[44]
Также компанией «Аншип» на линию был выведен малый паром «Севастополь» 1965 года постройки, вместимостью 20-25 легковых автомобилей, который стал самым меньшим паромом на переправе.[45][46]
8 июля компанией «ТЭС-Терминал» организован тестовый рейс грузового парома большой вместимости «Робур».[47] Ему удалось переправить в Керчь около 400 автомобилей.[47]
9 июля длина очереди в Крым составляла 1400 машин, для владельцев личного транспорта время ожидания достигало 27 часов.[48] Альтернативным маршрутом являлась вторая грузовая линия Новороссийск — Керчь, которая в связи с недостаточной загрузкой была готова принимать легковой транспорт.[49] Но на ней продолжительность перехода и разгрузки превышает 9 часов, паром отправляется раз в двое суток, стоимость переправы значительно выше.[50][49]
С 16 июля 2014 года на переправе начал работать второй греческий паром «Олимпиада», однотипный «Ионасу».
14 августа резко увеличилась очередь со стороны Крыма, что вызвало транспортные проблемы в Керчи.[51] Отчасти это было обусловлено поломкой верхней аппарели на пароме «Олимпиада», из-за чего пропускная способность переправы составляла около 100 автомобилей в час.[51] В срочном порядке были оборудованы три накопительных площадки: две в порту и одна на территории бывшего аэропорта. 21 августа в Крыму на первой накопительной площадке «Аэропорт» были введены талоны, подтверждающие место в основной или льготной очереди.[52] Значительно уменьшить время ожидания в очереди удалось за счет выхода на линию Кавказ — Керченский рыбный порт парома «Робур».[53]
21 августа в Керченский рыбный порт прибыл паром «Крым».[54][55] 24 августа совершил первый рейс.[56]
С 14 сентября по маршруту порт «Крым» — порт «Кавказ» начал курсировать греческий паром «Гликофилуса III».[57] Вместимость судна составляет до 100 автомашин и 350 пассажиров. Общая длина судна — 102 м, ширина 18 м.[57]
Благодаря проведённым изменениям в 2014 году число перевезенных автомашин возросло в 5 раз, пассажиров — в 3,5 раза.[58]
С 14 января 2015 года Керченская паромная переправа закрыта на реконструкцию, которая продлится до 28 января. В ходе первого этапа строятся новые причалы, на втором этапе реконструкции будут решены организационно-логистические проблемы — установлены электронные терминалы, построены накопительные площадки, кафе и рестораны[59][60].
Перевозки осуществляются компаниями:
После воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 года, управление переправой осуществлялось Единой транспортной дирекцией Министерства транспорта Российской Федерации. 10 января 2015 года, по просьбе правительства Республики Крым, было принято решение передать с 15 января функции единого оператора переправы ГУП РК «Крымские морские порты».[8][61]
Грузовое железнодорожное сообщение осуществляет ООО «Аншип», дочернее предприятие группы компаний «АнРуссТранс» (Россия). На линии порт «Крым» — порт «Кавказ» работают паромы «Анненков» и «Петровск».
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Финальная накатка пассажирских вагонов на паром «Петровск» |
С 1 августа 2014 года после 25-летнего перерыва возобновлено движение пассажирских поездов через паромную переправу. На территории комплекса морской железнодорожной паромной переправы «Крым — Кавказ» пассажиры пересаживаются на пассажирские паромы, а опломбированные вагоны поезда переправляются на железнодорожном пароме[62]. Пассажирский поезд № 561/562 Симферополь — Москва формирования ГП «Крымские железные дороги» курсирует ежедневно. Всего в поезде 8 плацкартных и 1 купейный вагон, схема накатки на паром: 3 вагона на 3 пути[63][15]. От Ростова до Москвы вагоны следуют в составе поезда № 61/62 Нальчик — Москва. Ежедневные рейсы поезда Москва - Симферополь обеспечивают пять основных и два резервных состава.[15]
Через переправу следуют рейсовые автобусы, осуществляющие пассажирские перевозки между городами юга Украины и Краснодарским краем. Наиболее протяжённый из этих маршрутов — Одесса — Сочи, время в пути около 28 часов[64]. Пассажирские автобусы проходят переправу вне общей очереди.
Перевозки автомобилей и пассажиров осуществляют два парома построенных в Великобритании по проекту Superflex 2000: Ионас и Олимпиада, норвежский паром «Крым», датский паром Николай Аксёненко проекта CNF12. А также три парома малой вместимости: Керченский-2, Ейск и Севастополь. Рейсы осуществляются каждые полчаса, отправление — по завершению загрузки. Все паромы управляются единым оператором — ЕТД.
Для пассажиров Керченской переправы организованы бесплатные автобусы до железнодорожных вокзалов Анапы и Краснодара.[65]
Для автомобильного транспорта ожидающего погрузки обустроены 6 накопительных площадок. Которые оборудованы душевыми кабинами, зонами питания и курения, туалетами.
Малые накопительные площадки, расположенные перед причалами, предназначены для разделения потока автомобилей на судовые партии и сокращения времени погрузки.[66] Большие накопители расположены на подходах к портам и созданы для ликвидации заторов.
Внешние изображения | |
---|---|
Аэропорт | |
Второй накопитель |
Накопительные площадки со стороны порта «Крым»: две — в непосредственной близости с портом вместимостью до 250 а/м и 900 а/м, а третья — на въезде в Керчь на территории бывшего аэропорта вместимостью до 1500 а/м.[67]
Со стороны порта «Кавказ»: в порту — на 200 а/м[66], две — в нескольких километрах от порта: в середине косы Чушка — на 1100 а/м и у поселка Ильич — на 1800 а/м.
В 2014 году в комбинированном железнодорожном — автобусном — морском сообщении с Крымом была введена услуга, позволяющая оформить право на проезд тремя видами транспорта. Продажи «единых билетов» начались 28 апреля 2014 года, перевозки пассажиров — с 1 мая, на месяц раньше изначально планировавшегося срока[68].
До 1 декабря было продано 400 тыс. билетов[8], после чего продажи прекращены из-за осенних штормов и спада пассажиропотока.[69] Запланированный период действия в 2015 году: с 1 мая по 30 сентября.
Внешние изображения | |
---|---|
Внешний вид талона |
Продажа единого проездного документа на перевозки смешанным сообщением осуществляется в кассах Федеральной пассажирской компании и Крымской железной дороги.[70] Для его оформления используется железнодорожная электронная система резервирования «Экспресс-3».[70]
«Единый билет» включает в себя бланк строгой отчётности «Проездной документ» на поезд и «Вспомогательный документ» — посадочный талон для проезда автобусом/паромом/катамараном по территории Краснодарского края и Крыма.[70]
Приобретение талонов возможно как с одновременной покупкой билета на поезд (начиная с 45 суток до отправления[71]), так и в дополнение к ранее купленному и заканчивается за 24 часа до прибытия поезда на станции Анапы или Краснодара.
Оплата возможна за наличный и безналичный расчет. Оформление посадочного талона через Интернет не производится.[72]
Льготных не предусмотрено. На детей до 5 лет оформляется безденежный транспортный документ.[72]
Возврат денежных средств за неиспользованный посадочный талон осуществляется не позднее, чем за 12 часов до начала перевозки в прямом смешанном сообщении. За операцию возврата удерживается сбор порядка 50 руб.
В первую неделю после введения «единого билета» президент компании РЖД Владимир Якунин так прокомментировал оформление дополнительных талонов: «К сожалению, мы не смогли пока сделать один бланк, потому что это документы строгой отчетности. Однако, такая система доставки пассажиров на полуостров, минуя территорию Украины, все равно называется „единым билетом“, так как пассажир платит сразу за транспорт до места назначения».[71]
Цель введения «единого билета» — обеспечение железнодорожного пассажирского сообщения в обход Украины. Из-за революции в которой предварительные продажи билетов из России на Украину на май 2014 года — первый месяц действия «единого билета» составили лишь 8 % от уровня прошлого года.[70] По итогам лета пассажиропоток через Украину в Крым сократился до 1 % от уровня 2013 года.[73]
Министерством транспорта по поручению правительства был сформирован единый оператор перевозок для транспортного обслуживания полуострова Крым на базе АНО «Транспортной дирекции Олимпийских игр», с мая 2014 года — «Единой транспортной дирекции».[74] Единый оператор является координатором разных видов транспорта, осуществляет взаимодействие с собственниками инфраструктуры: осуществляет фрахт судов (катамаранов и паромов), заключает договора с организациями-перевозчиками на обслуживание автобусами, определяет расписание, возмещает ОАО «РЖД» дополнительные затраты связанные с «единым билетом».[74] Также оператор регулирует тарифы единого билета.[74] Срок действия субсидий по «единому» билету был определен Правительством РФ до 1 октября 2014 года. В связи с востребовнностью услуги перевозки после 1 октября были продолжены и билет сделан круглогодичным.[75] При этом из-за отмены субсидий увеличились тарифы на автобусные перевозки. Но из-за сезоного снижения стоимости железнодорожных билетов итоговая цена на «единый билет» по сравнению с летним периодом возросла на 8-9 %.[75]
«Единый билет» предусматривает две зоны действия: семь городов Крыма и пассажирские станции России, с которых возможен проезд напрямую или с пересадками до станций Краснодар или Анапа. По «единому билету» возможен проезд только из одной зоны в другую.
Внешние изображения | |
---|---|
Схема маршрутов (описание) |
Единый билет предусматривает:[76]
Существуют две разновидности проезда автомобильным и морским сообщением:
Исторически первым и основным в плане пассажиропотока является автобус-паром-автобус. В мае распределение в нем по направлениям выглядело следующим образом:[78]
За первые три месяца единым билетом воспользовались 143 тыс. человек, было продано 237 тыс. «единых билетов».[79][80] По данным Единой транспортной дирекции Керченскую переправу по «единому билету» пересек каждый восьмой пассажир.[81]
В июле 2014 года в связи с большим потоком личного автотранспорта было принято решение о добавлении в маршрут единого билета перехватывающих парковок.[82] Новая услуга получила название «единый» парковочный билет.
Прямым считается направление в Крым. Перевозка пассажиров осуществляется в интермодальном сообщении автобус-паром-автобус до семи основных городов Крыма. В качестве перехватывающей парковки используется накопительная площадка у поселка Ильич.
В обратном направлении перевозка осуществляется в сообщении паром-автобус (перехватывающая парковка расположена в шаговой доступности от порта Крым) до железнодорожных станций Анапы и Краснодара.
За счет того, что порт Кавказ развивался как экспортный и только северный грузовой район имеет десять различных причалов, развитие Керченской переправы сдерживается неразвитой инфраструктурой порта Крым, способной одновременно принимать только два[83] автомобильных парома.
Организации регулярного сообщения по альтернативному маршруту Кавказ — Керчь препятствует вчетверо большее время переправы и малые глубины порта Кавказ, не превышающие 5,3 м.
21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения, предусматривавшие, в частности, постройку моста через Керченский пролив[84][85]. Мост планировалось построить к 2014 году, но эти планы не осуществились. А в марте 2014 года проблема обеспечения транспортного сообщения между Крымом и Краснодарским краем приобрела особую остроту. Рассматривается возможность строительства автомобильно-железнодорожного моста либо подводного тоннеля[86].
Переправы в Крым | ||
---|---|---|
Кавказ — Крым |
Автомобильнно-пассажирские: Ионас • Олимпиада • Крым • Гликофилуса III • Николай Аксёненко • Севастополь • «Единый билет» Железнодорожные: Анненков • Петровск |
|
Кавказ — Керчь | Автомобильнно-пассажирские: Керченский-2 • Ейск Железнодорожный: Конро Трейдер |
|
Новороссийск — Керчь | Грузовые автомобильно-пассажирские: Новороссийск • Севастополь | |
Новороссийск — Севастополь | Грузовой автомобильно-пассажирский: Петербург Конейнеровоз: Сильный |
Керченский пролив | |
---|---|
Пролив | Соединяет: Чёрное море • Азовское море • Разделяет: Керченский полуостров • Таманский полуостров |
Географические объекты | Тузлинская коса (остров Тузла) • Коса Чушка • Таманский залив |
Населённые пункты | Керчь • Тамань • Чушка • Ильич |
Мысы Крымского берега | Фонарь • Ак-Бурун • Такиль • Еникале |
Мысы Кавказского берега | Мыс Тузла • Панагия • Ахиллеон |
Маяки | Еникальский • Камыш-Бурунский • Павловский • Ахиллеонский • Чушкинский передний • Чушкинский задний |
Порты | Крым • Кавказ • Керченский торговый • Керченский рыбный |
Переправы | Керченская паромная переправа • Новороссийск — Керчь • Темрюк — Керчь • Мост |
Дороги | E 97 А17 (Джанкой—Феодосия—Керчь) + M25 (Керченский пролив—Новороссийск) |
История | Боспорское царство • Тмутараканское княжество / Тмутаракань • История Керчи • Керченско-Феодосийская десантная операция |
Портал «Крым» • Портал «Чёрное море» • Проект «Крым» |
Паром Крым-Кавказ.