18-06-2023
Петергофская дорога была основана в 1710 в Петербурге по указу Петра I как дорога, соединяющая столицу с загородными императорскими резиденциями императоров России: Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом (откуда начинается и паромная переправа к Кронштадту).
Содержание |
Петергофская дорога начинается от Фонтанки (где проходила граница города в XVIII веке), проходит через Нарвскую заставу и тянется вдоль южного побережья Финского залива на 40 километров до Красной Горки.
До т.н. «Привала» (ныне пересечение с проспектом Маршала Жукова) дорога совпадает со старинной Нарвской дорогой (на Нарву и Ревель) — современное Таллинское шоссе (Ямбургский тракт). За триста лет линия Петергофской дороги практически не изменилась и в черте города соответствует магистрали: Старо-Петергофский проспект — проспект Стачек — Петергофское шоссе.
Петергофская дорога — уникальная ландшафтно-архитектурная система императорских резиденций, частных усадеб, садов и парков, сочетание построек разных стилей и эпох. По замыслу Петра I, равномерно нарезанные участки вдоль дороги по обе стороны должны быть розданы знати под строительства своих усадеб, а получившийся гигантский архитектурный ансамбль должен был затмить дорогу из Парижа в Версаль. На первых порах строительство усадеб было своеобразной повинностью для знати, однако постепенно дорога стала престижным местом застройки. Нарезка и распределение участков, начатые Петром I, продолжались до середины XIX века, в том числе за счет выделения наделов из императорских владений. Многие участки неоднократно переходили из рук в руки, объединялись или разделялись владельцами.
Во второй половине XIX века дорога начинает терять ритм парадных усадеб, изредка сменяемых живописными «зелеными паузами». Начало дороги проходит через формирующуюся промышленную окраину города, участки скупаются у владельцев купцами и промышленниками под строительство заводов и фабрик, утилитарных построек (трактиры, лавки, бараки для рабочих). В 1915 вдоль дороги начала функционировать уникальная железнодорожная линия ОРАНЭЛ.
После Октябрьской революции облик дороги в результате интенсивной застройки от Нарвской заставы до Автово практически полностью утрачен.
Во время Великой Отечественной войны дорога становится местом ожесточенных боевых действий, в результате которых многие усадебные постройки были полностью разрушены. После войны лишь незначительная часть их была восстановлена.
Среди сохранившихся достопримечательностей выделяются прежде всего императорские резиденции Стрельны, Петергофа, Ораниенбаума, а также несколько десятков частных усадеб. Исследователи насчитывают более 520 расположенных на Петергофской дороге архитектурных памятников XVII—XX вв.[1], значительная часть которых частично или полностью утрачены.
Большое значение в жизни Петергофской дороги, её архитектурном ритме играли и продолжают играть храмы, стоявшие и стоящие в ее окрестностях. Практически все храмы, построенные у дороги до революции утрачены. Существующие же храмы построены в 1990—2000-е гг.
Это заготовка статьи о Санкт-Петербурге. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Петергофская дорога.