Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Петергофская дорога

18-06-2023

Петергофская дорога в Стрельне

Петергофская дорога была основана в 1710 в Петербурге по указу Петра I как дорога, соединяющая столицу с загородными императорскими резиденциями императоров России: Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом (откуда начинается и паромная переправа к Кронштадту).

Содержание

История

Петергофская дорога начинается от Фонтанки (где проходила граница города в XVIII веке), проходит через Нарвскую заставу и тянется вдоль южного побережья Финского залива на 40 километров до Красной Горки.

До т.н. «Привала» (ныне пересечение с проспектом Маршала Жукова) дорога совпадает со старинной Нарвской дорогой (на Нарву и Ревель) — современное Таллинское шоссе (Ямбургский тракт). За триста лет линия Петергофской дороги практически не изменилась и в черте города соответствует магистрали: Старо-Петергофский проспектпроспект СтачекПетергофское шоссе.

Усадьба Александрино в 2005 г.

Петергофская дорога — уникальная ландшафтно-архитектурная система императорских резиденций, частных усадеб, садов и парков, сочетание построек разных стилей и эпох. По замыслу Петра I, равномерно нарезанные участки вдоль дороги по обе стороны должны быть розданы знати под строительства своих усадеб, а получившийся гигантский архитектурный ансамбль должен был затмить дорогу из Парижа в Версаль. На первых порах строительство усадеб было своеобразной повинностью для знати, однако постепенно дорога стала престижным местом застройки. Нарезка и распределение участков, начатые Петром I, продолжались до середины XIX века, в том числе за счет выделения наделов из императорских владений. Многие участки неоднократно переходили из рук в руки, объединялись или разделялись владельцами.

Во второй половине XIX века дорога начинает терять ритм парадных усадеб, изредка сменяемых живописными «зелеными паузами». Начало дороги проходит через формирующуюся промышленную окраину города, участки скупаются у владельцев купцами и промышленниками под строительство заводов и фабрик, утилитарных построек (трактиры, лавки, бараки для рабочих). В 1915 вдоль дороги начала функционировать уникальная железнодорожная линия ОРАНЭЛ.

Бывший почтовый двор на Петергофской дороге у Константиновского дворца
(1807-1809, архитектор Луиджи Руска)

После Октябрьской революции облик дороги в результате интенсивной застройки от Нарвской заставы до Автово практически полностью утрачен.

Во время Великой Отечественной войны дорога становится местом ожесточенных боевых действий, в результате которых многие усадебные постройки были полностью разрушены. После войны лишь незначительная часть их была восстановлена.

Среди сохранившихся достопримечательностей выделяются прежде всего императорские резиденции Стрельны, Петергофа, Ораниенбаума, а также несколько десятков частных усадеб. Исследователи насчитывают более 520 расположенных на Петергофской дороге архитектурных памятников XVII—XX вв.[1], значительная часть которых частично или полностью утрачены.

Храмы Петергофской дороги

Большое значение в жизни Петергофской дороги, её архитектурном ритме играли и продолжают играть храмы, стоявшие и стоящие в ее окрестностях. Практически все храмы, построенные у дороги до революции утрачены. Существующие же храмы построены в 1990—2000-е гг.

  • Храм святой Екатерины (утрачен в 1929 г., на его месте кинотеатр «Москва»: Старо-Петергофский проезд, 6)
  • Церковь прп. Сергия Радонежского (снесён в 1931 г., на его месте сквер за домом № 18 по ул. Ивана Черных
  • Успенская церковь (снесена в 1930-е гг., на её месте жилой дом: пр. Стачек, 1)
  • Католический костел святого Казимира (разобран в 1950-е гг., на его месте сквер между домами № 16 и № 20 по улице Зои Космодемьянской)
  • Церковь Всех Святых («Ушаковская церковь») (снесена в 1936 гг., на её месте жилой дом: пр. Стачек, 34-2)
  • Церковь прп. Серафима Саровского (снесена в 1930-е гг., на её месте двор дома № 15 по ул. Белоусова)
  • Часовня святой Ефросиньи Полоцкой (снесена в 1935 гг., на её месте дом: пр. Стачек, 74)
  • Церковь святого Иоанна Кронштадского (построена в 1999-2003 гг., пл. Иоанна Кронштадтского, 2)
  • Церковь святых Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии (обустроена в здании бывшей усадьбы Воронцовых в 1991 г., пр. Стачек, 168)
  • Церковь св. Петра Митрополита Московского (построена в 1992-2000 гг. как память об одноименной церкви, стоявшей на оси ул. Лени Голикова, пр. Стачек, 208)
  • Церковь св. равноапостольной Нины (построена в 2009—2010 гг. в Полежаевском парке, ул. Авангардная, д.14/6)
  • Сергиева Приморская пустынь (Стрельна)

См. также

Примечания

  1. Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. — СПб: Европейский дом, 2002—448 с.

Литература

  • Зуев Г. Нарвская застава. На перепутье трех веков. — М.: Центрполиграф, 2004—446 с.
  • Гусаров А.Ю. Ораниенбаум. Три века истории. — СПб, 2011. — ISBN 978-5-93437-329-1

Ссылки

  • Петергофская дорога
  • Сайт Petergofka.ru
  • Энциклопедия Санкт-Петербурга: Усадьбы и дачи
  • Петербург и окрестности: Городские окраины
  • Логунова Е. Петергофская дорога
  • Петергофка: от Нарвских ворот до Усть-Луги
  • Красносельский дневник: Петергофская дорога
  • Городское обозрение недвижимости Санкт-Петербурга: Усадьбы с городской судьбой
  • Блеск и разрушение трехсотлетней Петергофской дороги. Фоторепортаж


Петергофская дорога.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06