Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Пирожок (поэзия)

05-05-2023

Перейти к: навигация, поиск

Пирожок — малый поэтический жанр[1], сформировавшийся в 2003 году и получивший к настоящему времени широкое распространение, прежде всего в интернете.

История

Первые пирожки появились на сайте stih.ru, ответвлении сайта hokku.ru, где группировались авторы русских хокку.

В 2003 году Владислав Кунгуров (псевдоним — al cogol) опубликовал на сайте stih.ru несколько четверостиший, написанных белым четырёхстопным ямбом, без прописных букв и знаков препинания. Цикл этот назывался «Пирожки», многие из четверостиший были о еде:

а вот еще веселый случай
вчера пролил я молоко
а пил его я на балконе
внизу стоял сосед в очках

Увидев эти четверостишия, Вадим Саханенко (псевдоним — Сохас) пригласил их автора на свой форум, посвящённый хокку, а также экспериментам с другими микроформами поэзии, чтобы и дальше писать там такие «пирожки». Через некоторое время другие жанры на форуме угасли, пирожки же увлекали всё новых авторов.

В 2005 году сообщество, посвящённое пирожкам, появилось в «Живом Журнале»[2], после чего пирожки перестали быть достоянием узкой группы авторов и начали постепенно завоёвывать популярность среди читателей.

Распространение

В настоящее время в интернете пирожки публикуются на сайте perashki.ru, в «Живом Журнале» и многих других источниках, они также получили широкое распространение в социальных сетях. Так, наиболее популярная пирожковая группа «Пирожки+» в социальной сети «ВКонтакте» к началу 2015 года насчитывала уже более 400 тыс. подписчиков.

Начиная с 2009 года пирожки публикуются не только в интернете, но и на бумаге. На сегодняшний день уже вышло несколько как коллективных, так и индивидуальных авторских сборников.[⇨]

Пирожки публиковались в различных периодических изданиях, существуют посвящённые им радиопрограммы (например, на «Радио Сибирь»[3]).

Жанровые особенности

Жанр пирожков «возник под влиянием иронической поэзии рубежа веков, восходящей к поэтике обериутов»[4]. Помимо обэриутов, к предтечам пирожков относят более близкого по времени Олега Григорьева. Непосредственным предшественником жанра можно также назвать «экспромты», которые создавали участники «Mindless Art Group»[5] в конце 1980-х — 1990-х годах. Пирожки также сравнивают с такими краткими формами юмористической поэзии, как «гарики» Игоря Губермана и одностишия В. Вишневского[6].

С формальной точки зрения пирожок представляет сбой четверостишие, написанное четырехстопным ямбом по схеме 9-8-9-8 (то есть по 9 слогов в первой и третьей строчках и по 8 слогов — во второй и четвёртой), без рифмы, без знаков препинания и дефисов, строчными русскими буквами. В пирожках нередко нарушаются правила орфографии, например прописываются скрытые слоги (пётыр, октябырь).

Пирожки называют жанром интернет-фольклора[4], комическим речевым жанром[7], направлением литературы нонсенса[1].

Многие авторы подчёркивают игровой характер пирожков. С точки зрения формы игровой характер пирожков выражается в нестандартном, отклоняющемся от нормы использовании языка, что часто приводит к комическому эффекту[7]; в различных языковых играх[8]. С точки зрения содержания игровой характер пирожков проявляется, например, в неожиданных смысловых поворотах[9]; так, первая часть текста может подвергаться парадоксальному переосмыслению во второй части[10]:

как можно жить совсем без хлеба
и с непомытою плитой
спросил андрей и сразу умер
по крайней мере для меня
(vera)

Нередко обыгрываются известные исторические личности, персонажи и сюжеты[11][8]:

а где тут руль спросил гагарин
деревня буркнул королёв
ещё спроси а где тут вожжи
ещё поехали скажи
(garwuf)

По мнению некоторых авторов, пирожки выражают «игровое отношение к ощущению трагизма жизни и абсурдности бытия»[4].

Примечания

  1. 1 2 Соковнина, 2014, с. 97.
  2. Пирожковая в «Живом Журнале.
  3. Программа «Пирожки и порошки!».
  4. ↑ Жанровые традиции постфольклора в поэтике современной русской литературы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (87). С. 148. [1]
  5. Mindless Art Group.
  6. Дымарский, 2012, с. 387.
  7. 1 2 Щурина, 2014, с. 39—40.
  8. 1 2 Сафонова, 2012, с. 66.
  9. Щурина, 2014, с. 40.
  10. Энантиосемия как проявление аллофронии — лингво-семиотические аспекты // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 2 (23). С. 147. [2]
  11. Соковнина, 2014, с. 98.

Книги пирожков

  • НЕПОЭЗИЯ : избранные пирожки / Владислав Кунгуров, Сергей Беляков, Вера Барковская, Евгения Тен, Вадим Саханенко; ред.-сост. В. Саханенко. Минск: И. П. Логвинов, 2009. Тир. 2500 экз. 480 с. [3]
  • Вадим Невадим. Чорная книга пирожков. Екатеринбург: Издательство ИГНЫПС, 2012. [4]
  • Пирожки с буквами / сост., ред., автор вступ. ст. silaev_a (Александр Силаев); художник soamo (Владимир Камаев). Изд-во «Летопись», 2013. Тир. 500 экз. 480 с. [5]
  • Пирожки. Альманах. СПб.: Комильфо, 2013. Тир. 1000 экз. 580 с. ISBN 978-5-91339-221-3
  • Пирожки. Песочный альманах. Б.м.: [Б.и.], [2013]. 152 с.
  • Кунгуров В. Каша из космонавта. Пирожки начала века. СПб.: Любавич, 2014. Тир. 500 экз. 200 с. ISBN 978-5-86983-569-7

Литература

Научные издания

  • Дымарский М. Я. Между жанром и творчеством, или К становлению пирожкового мышления языковой личности // Жанры речи: Сб. науч. ст. Вып. 8: Памяти К. Ф. Седова. — Саратов; Москва: Лабиринт, 2012. — С. 385—390.
  • Сафонова Т. В. Начинка современных пирожков (о малых художественных формах «пирожки» и «порошки» в сети интернет // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации», 11—12 мая 2012 г.. — Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2012. — С. 65—67.
  • Соковнина В. В. Лингвокреативность взрослого мира: игры в «социальной сети» // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. — 2014. — № 2. — С. 96—100.
  • Станіславська К. І. Художні особливості "пиріжкової поезії" як малої літературної форми в Інтернеті // Актуальні проблеми історії, теорії та практики художньої культури. 2013. Вип. 31. С. 247—261.
  • Щурина Ю. В. Классификация комических речевых жанров коммуникативного пространства интернета // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2014. — № 2 (87). — С. 39—43. [6]

Интернет-издания

  • Заева Л. Стишки-«пирожки» как способ получить удовольствие // Naked Science. 06.06.2014.

Ссылки

  • http://www.perashki.ru — Пирожковая

Пирожок (поэзия).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06