Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Пискатор, Эрвин

12-09-2023

Эрвин Пискатор
нем. Erwin Piscator
Дата рождения:

17 декабря 1893(1893-12-17)

Место рождения:

Грайфенштайн (Гессен)

Дата смерти:

30 марта 1966(1966-03-30) (72 года)

Место смерти:

Штарнберг

Профессия:

театральный режиссёр

Гражданство:

 Германская империя
 Веймарская республика
 ФРГ

Награды:
IMDb:

ID 0685442

Эрвин Пискатор (нем. Erwin Piscator; 17 декабря 1893, Грайфенштайн (Гессен), — 30 марта 1966, Штарнберг) — один из крупнейших немецких театральных режиссёров ХХ столетия, теоретик театра, коммунист.

Жизнь и творчество

Эрвин Пискатор получил образование в Мюнхенском университете, где с 1913 года изучал историю театра. Начало его творческой деятельности относится к концу 1919 года, когда он открыл в Кёнигсберге авангардистский театр «Трибунал». Однако местные власти сочли репертуар и манеру игры труппы «нежелательными» и «неправильно влияющими на зрителя», и театр закрыли.

Следующим его шагом была организация в 1920 году в Берлине «Пролетарского театра». Не имея постоянного помещения, труппа, состоявшая преимущественно из самодеятельных актёров, играла в основном на сценах рабочих клубов. Пискатор стремился к созданию агитационных политических спектаклей. Наиболее значимой постановкой этого периода был «День России» — часть политического обозрения из трёх небольших пьес: «Калеки», «У ворот», «День России».

«Пролетарский театр» просуществовал меньше года, и Пискатор ещё около года искал новое место, пока ему не представилась возможность использовать Свободный народный театр (Freie Völksbühne). Этот период был наиболее продуктивным в творческой биографии режиссёра. Здесь он поставил такие спектакли, как «Знамёна» (1924) и «Бурный поток» (1926) Паке, «Буря над Готландом» (1927) Велька. В этих постановках вымышленные события соединялись с действительными, прославляли героизм революции. Режиссёр использовал в своих спектаклях и кинематограф, подчёркивающий историзм происходящего. В финале «Знамени» над сценой загоралась красная звезда, а в «Буре над Готландом» — шла беседа Ленина с матросами. Другой успешной постановкой Пискатора, сделанной им по предложению руководства Коммунистической партии Германии, стало театральное обозрение «Вопреки всему» (1925). На сцене Большого Дома актёра были показаны события, происходившие в Германии с 1914 по 1919 год, заканчиваясь убийством Р. Люксембург и К. Либкнехта. Действие происходило в сложной конструкции, разделённой на ниши, коридоры и переходы.

В спектаклях Пискатора, имевших в значительной степени агитационное значение, актёрская работа имела подчинённую роль. Вначале режиссёр использовал вообще преимущественно самодеятельных артистов, затем начал искать профессионалов. В основе многих его постановок лежали не пьесы, а специально написанные «под спектакль» режиссёрские сценарии. Иногда Пискатор обращался к классике. В 1926 году он поставил «Разбойников» Шиллера, однако в этом спектакле он переносил действие в ХХ век, а разбойников изображал как революционеров, борцов за народное дело. В этом спектакле режиссёр использовал метод монтажа, часто применявшийся им и дальнейшем — например, в спектакле «Гоп-ля, мы живём!» по пьесе Эрнста Толлера. На сцене был сооружён фасад многоквартирного дома, и действие происходило в освещаемых поочерёдно комнатках-ячейках.

В 1928 году был поставлен спектакль «Похождения бравого солдата Швейка», в котором на рампе размещались два двигавшихся в противоположных направлениях конвейера, на которых располагались персонажи, что подчёркивало непрерывность сценического действия. Конвейер использовался Пискатором и в поставленной в 1929 году пьесе В. Меринга «Берлинский купец».

В 1927 Пискатор работал над пьесой А. Н. Толстого и П. Щёголева «Заговор императрицы». У Пискатора она ставилась под названием «Распутин, Романовы, война и восставший против них народ». Постановка была приурочена к 10-летию Октябрьской революции, действие спектакля расширилось до октября 1917 года, режиссёр дописал более 10 новых эпизодов. При постановке применялась так называемая «сегментная сцена».

Открытый Пискатором в 1927 году собственный театр просуществовал недолго и вскоре закрылся из-за финансовых трудностей. Режиссёр продолжал работы на различных сценах, писал книгу «Политический театр» (вышла в 1932 году, в 1934 — в СССР), в которой обобщал и анализировал свой творческий опыт; ставил пьесы советских авторов (А. Глебова, В. Билль-Белоцерковского).

В 1931 году Эрвин Пискатор переехал в СССР, где в 1934 году поставил художественный фильм «Восстание рыбаков» (по новелле А. Зегерс). В 1936 году он переселился во Францию, где выступал в поддержку республиканской Испании, а в 1939 г. эмигрировал в США.

В Америке Эрвин Пискатор организовал театральную мастерскую, где поставил «Короля Лира» Шекспира (1940) и «Эмилию Галотти» Лессинга. В 1951 году, обвинённый Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности в «коммунизме», вернулся в Европу. Работал в Западном Берлине, где в 1955 г. в «Шиллер-театре» успешно поставил спектакль по мотивам Войны и мира Л. Толстого. Впоследствии этот спектакль Пискатор ставил ещё 5 раз, в том числе в Швеции.

Начиная с 1962 года, режиссёр работал в западноберлинской Фрайе Фольксбюне, где ставил «Робеспьера» Ромена Роллана (1963), Венецианский купец (1963) Шекспира, а также драматургию Петера Вайса, Рольфа Хоххута, Хайнера Киппхардта.

В 1958 году Эрвин Пискатор был награждён Командорским крестом ордена «За заслуги перед ФРГ».

Литература

  • История зарубежного театра. — Ч. 3. — М., 1986.


Пискатор, Эрвин.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06